Качество звука зависит не только от параметров усилителя, но и в равной степени от технических характеристик акустической системы (АС). Нет особого смысла применять хороший усилитель НЧ с посредственными звуковыми колонками и наоборот. Результат в основном будет определяться наиболее слабым звеном. При изготовлении АС не следует стремиться к особой миниатюризации, особенно для сабвуфера.
Если усилитель будет работать с источниками сигнала не имеющими встроенных регуляторов громкости и тембра, то нужно будет такими узлами оснастить данный усилитель. Но они должны быть с электронной регулировкой, так как вряд ли можно встретить в продаже недорогие шести или восьмиканаль-ные потенциометры хорошего качества.
Выходной мощности данного усилителя вполне хватает для озвучивания любого жилого помещения. Если всё же требуется большая выходная мощность, то можно 5 (или 7) каналов усилителей мощности выполнить по схемам изображённым на рис. 3, уменьшив ёмкость конденсаторов С1 и С2 до 0,1 мкФ, а канал сабвуфера собрать на микросхеме TDA1562Q.
Выходная мощность каждого из каналов при работе на восьмиомную нагрузку составит по 40 ватт, а выходная мощность УМ сабвуфера на нагрузке 4 Ома будет равна 80 ватт. Конденсаторы С12 и С14 (рис. 3) нужно исключить, а ёмкости конденсаторов С11 и С13 можно уменьшить до 2000 мкФ. Ёмкость каждого накопительного конденсатора канала сабвуфера должна быть не менее 20000 мкФ.
Схема стабилизатора напряжения останется без изменения, но потребуется трансформатор питания способный долговременно без перегрева отдавать в нагрузку не менее 500 ватт мощности. Если не удастся достать такой мощный трансформатор, то можно применить два параллельно включённых трансформатора, описанных вначале статьи.
Нужно только позаботиться, чтобы количество витков проводов в одноимённых обмотках было строго одинаково. Ёмкости фильтрующих конденсаторов блока питания потребуется увеличить не менее чем вдвое. Также в 2 раза нужно увеличить площадь сечения проводов трансформатора питания.
Диоды выпрямителя надо будет заменить на любые другие кремниевые или германиевые, способные выдержать прямой ток не менее 20 ампер (желательно применить диоды с барьером Шотки). Потребуется также установить не менее 6 регулирующих транзисторов КТ863А с элементами обвязки. Транзистор VT4 в этом варианте Стабилизатора придётся поставить на радиатор площадью охлаждающей поверхности не менее 12 см .
Мощности такого усилителя более чем достаточно для озвучивания любого мероприятия в школьном актовом зале или дискотеки в небольшом клубе. Качество и громкость звучания получившегося усилителя (даже собранного по исходной схеме) при работе совместно с выше описанными АС ни сколько не уступает промышленной аппаратуре стоимостью от 8000-10000 рублей, а низкие частоты воспроизводятся гораздо естественней.
Мною проводились эксперименты по применению усилителей мощности с относительно высоким выходным сопротивлением (до 20 Ом). Было отмечено субъективное улучшение качества звучания на частотах свыше 200-300 Гц. Наилучший результат получился при примерном равенстве выходного сопротивления усилителя и сопротивления нагрузки усилителя и применения АС без разделительных частотных фильтров.
Возможная причина плохого качества звука при качественном усилителе и хороших АС - резкое изменение активного сопротивления катушки динамика при её быстром нагревании проходящим током, и возникновение вследствие этого повышенных искажений звука. Эти искажения во много раз больше искажений, создаваемых усилителем.
Усилитель с большим выходным сопротивлением стабилизирует ток в звуковой катушке. Но при этом, естественно, ухудшается демпфирование громкоговорителя.
Возможно, что это явление является одной из причин (но, вероятно, не единственной) транзисторного звучания многих современных усилителей. Простейший способ увеличения выходного сопротивления - включения последовательно с АС 10-ваттного резистора номиналом 3,9 Ома. Но при этом в 4 раза снизится выходная мощность при работе на четырёхомную нагрузку, а КПД уменьшится в два раза.
При проектировании и изготовлении данного усилителя не ставилась задача применять только суперсовременные детали. Здесь есть детали от относительно новых разработок до 30-40-летней давности. Особое внимание уделялось лишь качеству и надежности работы. Если кто-то принципиально не применяет в своих конструкциях, например, устаревших германиевых транзисторов - то может их заменить кремниевыми приборами.
Но это не прибавит усилителю надёжности и качества в работе, а только несколько увеличит стоимость изготовления. Я намеренно не привожу рисунков печатных плат, так как монтаж зависит от типов и размеров применённых деталей и от вида корпуса. Да и наиболее простые блоки этой конструкции собраны мной без применения печатного монтажа. Скорее всего, в конструкцию усилителя со временем буду вносить некоторые изменения, например, добавлю ещё пару каналов.
Данный усилитель испытывался при работе совместно с несколькими компьютерами. При эксплуатации выяснился довольно интересный факт: при использовании некачественных звуковых карт в компьютере или применении соединительных кабелей с «плохим экранированием» становились заметными низкочастотные, а иногда и высокочастотные помехи, которые не прослушивались при подключении малогабаритных АС китайского производства стоимостью несколько сотен рублей за пару.
Это связано с тем, что такие, можно сказать, игрушечные звуковые колонки просто не в состоянии воспроизводить звуки с частотой ниже 200-300 Гц и свыше 8-10 кГц. При работе данного усилителя легко на слух заметить разницу в качестве звучания обычных музыкальных CD дисков и МР3 дисков с низким битрейтом. При прослушивании музыки на вышеуказанных АС азиатского производство звук был одинаково плохим - как из пустой консервной банки.
Качество звучания было обратно пропорционально размерам колонок. Вообще говоря - ни одна из испытанных мною компьютерных колонок в пластмассовых корпусах не показала не только хорошего результата, но и даже посредственного! Это стало одной из причин, заставивших меня взяться за изготовление самодельного усилителя в комплекте с АС - собственных ушей жалко стало.