Сигнализация сделана по относительно простой схеме, но обеспечивает достаточно надежное срабатывание и предельно простое подключение. Датчик - единственный - индукционный , на основе микроамперметра. Срабатывает на колебания кузова, вызванные такими внешними воздействиями, как попытка приподнять машину на домкрате для снятия колеса, удары, открывания дверей, попытки выдавить стекло, попытки взлома или открывание капота или багажника.
На выходе D1.1 оказываются только те импульсы, длительность которых выше времени зарядки С1 через R1. Эти импульсы поступают на вход составного счетчика D2 (микросхема К561ИЕ10 содержит два четырехразрядных счетчика, которые в данной схеме включены последовательно). По окончании пачки на выходах счетчика устанавливается определенное двоичное число, если это число соответствует заданному при помощи диодов VD2-8 (задается точно также как и в пульте) на резисторе R4 устанавливается единица, если число не соответствует - ноль.
Теперь после окончании пачки нужно сформировать уровень подтверждающий окончание пачки. Этот уровень формируется детектором на элементах D1.3 D1.4. Схема работает так. Пока на вход не поступают отрицательные импульсы на выходе D1.1 держится единица, такой-же уровень и на выходе D1.4. С поступлением первого-же отрицательного импульса конденсатор С2 быстро заряжается через прямое сопротивление диода VD1 и на выходе D1.4 устанавливается ноль.
Этот ноль будет присутствовать все время, пока на вход поступают импульсы. Дело в том, что теперь С2 заряжается в коротких паузах между импульсами, но теперь через обратное сопротивление VD1 и резистор R2. В результате время, необходимое для зарядки сильно возрастает и длительности коротких промежутков между импульсами недостаточно для зарядки конденсатора.
После окончания пачки импульсов импульсы больше на вход не поступают и С2 имеет достаточно времени, для того, чтобы зарядиться. После его зарядки до уровня логической единицы на выходе D1.4 устанавливается единица, наличие которой говорит о том, что пачка импульсов закончилась. Эта единица используется для обнуления счетчика и разблокировки триггера на D3.3 D3.4.
Триггер включен так, что во время приема пачки импульсов на вывод 8 D3.3 поступает единица, и в результате триггер находится в нулевом фиксированном состоянии. Это значит, что изменение уровня на его втором входе (вывод 13 D3.4) ни каким образом не влияет на его выходное состояние, триггер в нулевом состоянии все время пока на вывод 8 D3.3 поступает единица.
Как только пачка заканчивается и на выходе детектора окончания пачки устанавливается единица, на вывод 8 D3.3 поступает ноль и триггер разблокируется. Если число импульсов в пачке соответствует установленному коду на резисторе R4 устанавливается единица, и эта единица после окончания пачки установить триггер в единичное состояние, соответствующее блокировке охранного устройства.
Счетчик устанавливается в нулевое состояние после каждой пачки единицей с выхода детектора конца пачки. Цепь R5C3 служит для задержки обнуления, чтобы триггер успел установиться, сначала разблокируется и устанавливается триггер, а потом обнуляется счетчик. В момент включения питания триггер устанавливается в нулевое состояние зарядным током С4.
Рис.3Схема охранного устройства показана на рисунке 3. Инерционный датчик сделан на основе микроамперметра повернутого стрелкой вниз, которой укреплен грузик из металлической шайбы М3. Обмотка рамки включена между входами компаратора D5. При качании стрелки в обмотки возникает ЭДС и потенциалы входов смещаются друг относительно друга на величину этой ЭДС. В результате даже незначительного качания стрелки, при точной балансировке компаратора (резистором R19) на его выходе появляются отрицательные импульсы (для срабатывания схемы достаточно одного импульса).
Схема установки временных интервалов сделана по схеме формирователя заданного числа импульсов, аналогичной той, которая используется в пульте-выключателе, но счетчик здесь более простой. Предположим, что схема находится в ждущем режиме. Мультивибратор на D8.1 D8.2 генерирует импульсы частотой 1 гц, которые поступают на ключ VT3, и с этой частотой мигает светодиод VD13 (он устанавливается изнутри салона вблизи ветрового стекла, так чтобы его было видно и его свет отражался в стекле). Эти импульсы поступают на вход элемента D6.2, который выполняет ключевые функции. В данном случае (в ждущем режиме) счетчик D7 находится в состоянии "8" и единица с его старшего выхода поступает на вывод 5 D6.2, закрывая его.
В момент срабатывания отрицательный импульс с выхода компаратора поступает на вход D6.1 и положительный импульс с его выхода устанавливает счетчик в нулевое состояние. В результате уровень на его выходе меняется на нулевой и ключевой элемент D6.2 открывается. Теперь через него импульсы поступают на счетный вход счетчика и он начинает считать от нуля до восьми.
В тоже время через элементы D6.3, D6.4 импульсы от мультивибратора поступают на ключ на транзисторах VT4 VT5 на выходе которого включено штатное реле звукового сигнала автомобиля (реле подключается к выводу "Y", этот вывод можно включить параллельно кнопке сигнала, но при условии что имеется реле, либо установить реле, если машина старого образца и напряжение на сигнал подается непосредственно через кнопку). В результате раздается звуковой сигнал, состоящий из восьми звуковых импульсов, который длится восемь секунд. Затем схема переходит в исходное положение.
Выдержку после включения создает триггер па элементах D8.3 D8.4 и элемент D6.4 работающий в качестве ключа. Происходит это гак. При включении питания зарядный ток конденсатора С12 устанавливает счетчик D7 в нулевое состояние и схема начинает работать так как если-бы находилась в ждущем состоянии и сработал датчик.
В тоже время в момент включения питания триггер D8.3-D8.4 устанавливается зарядным током С15 в единичное состояние в результате элемент D6.4 оказывается закрытым и система работает молча - импульсы от мультивибратора на ключ на VT4 VT5 не поступают Это продолжается до тех пор, пока счетчик не досчитает до восьми, единица с его выхода не только останавливает счет и переводит схему в ждущий режим, но и одновременно устанавливает триггер D8.3 D8.4 в нулевое состояние.
В результате после принудительного первого срабатывания и последующей установки в ждущий режим происходит разблокировка звукового сигнала и все последующие срабатывания озвучиваются. Таким образом после включения дается восемь секунд для выхода из машины и закрывания дверей (пока схема работает в немом режиме).
Для исключения зацикливания схемы от звукового сигнала (понятно, что звуковой сигнал, закрепленный на кузове автомобиля, во время работы создает акустические колебания, которые распространяясь по кузову могут привести в действие датчик) служит цепь С13 R21 R22 VD12, во время работы системы в режиме сигнализации С13 заряжается через прямое сопротивление VD12 и резистор R22.
Разрядка происходит медленнее , в основном через R21, в результате в этом режиме на вывод 2 D6.1 поступает единица, которая блокирует вход цифрового устройства во время сигнализации и некоторое время после него, зависящее от времени разрядки С13 через R21 (время нужно для успокоения колебаний, но выбрано значительно больше, для большей надежности защиты от зацикливания).