К сожалению далеко не все автомобили оснащаются часами. В широкой продаже имеются различные электронные часы для автомобиля китайского производства, но им присущ один недостаток - индикатор жидкокристаллический, летом на солнце он темнеет и перестает функционировать, зимой промерзает, а ночью его вообще не видно. Индикатор люминесцентный и его хорошо видно, но он стеклянный и от тряски выходит из строя, а само зеркало слишком широкое и не позволяет, при нормальной установке, пользоваться солнцезащитными козырьками. Как показывает практика - наиболее удобный вариант - часы с светодиодными семисегментными миниатюрными индикаторами, которые выносятся на свободное место под стекло комбинации приборов автомобиля.
Микросхема D3 - К176ИД2 содержит дешифратор управления семисегментными цифровыми индикаторами. Она отличается тем, что на входах имеет четыре триггера, позволяющие запоминать поступивший код и сохранять его до следующего поступление. Управление триггерами производится по выводу 1 D3. При поступлении единичного уровня на этот вход триггеры микросхемы превращаются в повторители и принимают входной код, при подаче нуля они запоминают предшествующий этому моменту код и не реагируют на изменение входного кода до следующего поступления единицы на выв. 1.
Для исключения перегрузки выходов дешифратора по току в его выходные цепи включены резисторы R10-R16. Для наибольшей яркости свечения эти резисторы можно уменьшить или исключить вовсе. Но при этом D3 будет нагреваться, по-этому ниже 330 ом уменьшать сопротивления не стоит, к тому же яркость свечения сегментов индикаторов может оказаться неравномерной (из-за перегрузки выходов D3). В любом случае выходные токи D3 не должны превышать 9 mА.
Для уменьшения разряда аккумуляторной батареи автомобиля выбрана такая схема питания, при которой при выключенном зажигании питание через стабилизатор на VT6 поступает только на микросхемы, а индикаторы оказываются обесточенными. При включении зажигания напряжение от замка зажигания поступает на базу VT5 и открывает его. В результате индикаторы включаются.
Основная часть деталей смонтирована на одной печатной плате (рисунок 2 и 3). Каскад на VT5 и стабипизатор на VT6 монтируются объемным способом к дорожкам этой платы. Индикаторы Н1-Н4 наклеиваются на пластину из тонкого стеклотекстолита (клеить с тыльной стороны индикаторов) и посредством своих выводов и луженной проволоки соединяются в матрицу - соответственно принципиальной схеме. Соединение с платой выполнено ленточным кабелем на 12 проводников.
Рисунок 2 и 3Матрица с индикаторами устанавливается под стекло комбинации приборов автомобиля в сводном месте и накрывается красной прозрачной самоклеющейся пленкой в качестве светофильтра. Суда же выводится и светодиод VD5. Сами часы с кнопками управления располагаются в другом месте, например в пепельнице или под приборной панелью.
Звукоизлучатель BF1 - микротелефонный капсюль с сопротивлением катушки не менее 32 ом, например ТМ-2. Светодиодные индикаторы можно заменить на любые другие семисегментные с запятой, с общим катодом.