Большинство простых любительских охранных устройств для автомобиля представляют собой схемы, основное назначение которых — формирование определенных временных интервалов: времени задержки входа в дежурный режим после включения, времени звучания тревожного сигнала, времени задержки срабатывания. И в большинстве случаев все эти временные интервалы задаются при помощи RC-цепей, реализованных на основе высокоомных резисторов и оксидных конденсаторов большой емкости.
Нужно заметить, что сразу после срабатывания датчика вход устройства блокируется диодом VD2. И никакие изменения в состояниях датчика не влияют на работу устройства до тех пор пока не прекратится сигнализация. Это очень важно, потому что исключает зацикливание устройства при работе инерционного датчика качания кузова, который может реагировать на акустические помехи от работы звукового сигнального устройства.
В качестве датчика, преобразующего качания кузова в электрические сигналы используется микроамперметр М476/1 от индикатора уровня записи отечественного магнитофона (или индикатора точной настройки приемника). Он подвергается доработке. Нужно разобрать его корпус (по местам склейки), затем конец стрелки изгибают и надевают на него небольшой груз, например латунную шайбу М3, и фиксируют её дальнейшим изгибом конца стрелки.
Затем магнитную систему с шайбой устанавливают в корпус индикатора, и прежде чем его заклеить подгибают стрелку с грузом так, чтобы она могла свободно качаться не задевая за детали прибора. Увеличить место в котором перемещается стрелка можно если удалить шкалу индикатора, а склейку корпуса индикатора выполнить так, чтобы обеспечить максимальную толщину корпуса при достаточной прочности места склейки. Клеить можно дихлорэтаном или, при его отсутствии, клеем "Момент". Затем переделанный индикатор располагают в корпусе устройства таким образом, чтобы при установке устройства в автомобиль он был расположен вертикально стрелкой вниз, так чтобы она могла свободно качаться как маятник.
Сигналы, формируемые обмоткой датчика, качающейся в магнитном поле, усиливаются операционным усилителем D6. Тип выбранного ОУ обусловлен низким напряжением питания, отсутствием триггерного эффекта и его высокой термостабильностью. Соотношение резисторов R15 и R17 выбрано таким образом чтобы напряжение на выходе D6 в спокойном состоянии было равно 0,7 от напряжения его питания. Как только стрелка-датчик качнется на выходе D6 появляется импульс напряжения, спад которого находится на уровне нуля напряжения питания.
Таким образом, напряжение на выходе D6 в этот момент падает до нуля. В результате обратное напряжение на стабилитроне VD6 увеличивается и в момент превышения его напряжения стабилизации стабилитрон пробивается и его сопротивление уменьшается. Это приводит к открыванию транзистора VT1. И в результате, срабатывание маятникового датчика воспринимается логической схемой также как и замыкание контактов контактных датчиков.
Конденсатор С6 служит для компенсации паразитных колебаний в цепи датчика. Резистор R13 служит для установки чувствительности датчика.
Микросхемы питаются напряжением 9В от стабилизатора на транзисторе VT3. Напряжение бортовой сети поступает: "плюс" на клемму "4", "минус" на клемму "2". Звукоизлучатель включается между клеммами "3" и "4". В качестве звукоизлучателя используется сигнал от "жигулей", с удаленным прерывателем тока (напряжение поступает теперь непосредственно на катушку).
После такой переделки сигнал из "зуммера" превращается в "электромагнитный телефон". Максимум его АЧХ лежит в пределах 250-600 Гц, именно поэтому выбраны две тональные частоты 300 и 500 Гц. Вместо такого звукоизлучателя можно использовать мощную высокочастотную динамическую головку, в этом случае звучание будет тише, но можно будет установить тональные частоты в более широком диапазоне. Поскольку через транзистор VT2 протекает достаточно высокий ток его нужно установить на радиатор.
В качестве корпуса для устройства используется корпус от неисправного электронного коммутатора бесконтактной системы зажигания автомобиля УАЗ или "Волга". Радиатор этого корпуса совместно с диэлектрической прокладкой используется для установки транзистора VT2.
Монтаж объемный, все микросхемы приклеиваются "наверх ногами" к демонтированной плате этого коммутатора при помощи клея "Момент-1". Затем монтаж ведется на выводах этих микросхем и на имеющихся монтажных дорожках этой платы при помощи выводов деталей и монтажных проводников. Три клеммы, имеющиеся на этом корпусе используются под клеммы "1", "3" и "4". Клемма "2" — болт прикрученный к креплению корпуса (общий минус соединен с корпусом).
Индикатор-датчик крепится латунным кронштейном к плате, в которой нужно сделать под него вырез. Под тумблер S1 и резистор R13 в боковине корпуса сверлятся отверстия.
В устройстве использованы резисторы МЛТ, конденсаторы К73-17 (С1, С2, С5), К50-35 (С7) и К10-7 остальные. Транзистор КТ502 можно заменить на КТ3107, КТ361, или даже МП39-42. Транзистор КТ815 можно заменить на КТ817, КТ604, КТ807.
Микросхемы К176 можно заменить на К561, однако в 561-й серии нет аналога микросхемы К176ИЕ1, но его можно заменить микросхемой К561ИЕ10, оба счетчика которой включить последовательно.