Эта сигнализация отличается от большинства описанных устройств, более широкими возможностями. Отличие от большинства подобных устройств в двухступенчатой работе, которая позволяет более эффективно охранять автомобиль, меньше раздражать соседей, и обеспечивает защиту от ложных срабатываний во время дождя. Кроме того схема отлично работает зимой при пониженных температурах благодаря току, что все временные интервалы задаются не оксидными конденсатора небольшой емкости, а счетчиками, работающими от кварцевого генератора.
Устройство работает таким образом. После включения питания его переводят в рабочий режим замыканием двух контактов, расположенных в салоне, например при помощи металлического ключа зажигания. После этого зажигается светодиод, индицирующий включение. В течении 18-ти секунд после этого схема не реагирует на сигналы, поступающие от пьезоэлектрического датчика. Это время дается для того, чтобы владелец мог без спешки закрыть все двери, проверить замки, закрыты ли капот и багажник.
Спустя 18 секунд схема переходит в ждущий режим. Как только на кузов автомобиля оказывается какое-либо механическое воздействие схема подает короткий звуковой сигнал, после которого чувствительность датчика уменьшается. Если срабатывание вызвано дождем схема больше не будет реагировать на воздействия такого уровня, только на более сильные.
Если срабатывание вызвано покушением на автомобиль, то при вторичном воздействии схема перейдет в режим рабочей сигнализации, то есть отработает шестисекундную задержку, которая дается для отключения устройства владельцем, если срабатывание вызвал владелец, и по истечении этого времени начнет подавать прерывистый звуковой сигнал в течении десяти секунд, затем перейдет в исходное ждущее положение.
Если первое воздействие было вызвано случайностью (например на машину сел голубь, который испугался короткого сигнала и улетел, либо злоумышленник отказался от своей затеи), то через 39 секунд ожидания схема переходит в исходное положение.
Для того, чтобы выключить сигнализацию владельцу нужно незаметно замкнуть два контакта, находящихся в салоне, светодиод при этом погаснет и схема заблокируется.
Принципиальная схема сигнализации показана на рисунке. Все временные интервалы определяются часовой микросхемой D1 К176ИЕ12, которая вырабатывает частоты 1 гц, 1 гц, 128 гц и 1/60 гц.
В момент включения питания зарядные токи конденсаторов С7, С8 и C9 устанавливают соответственно счетчик D4, триггеры D5.2, D5.3 и D2.2 в нулевое состояние. При этом нулевой уровень поступает на вывод 4 триггера D2.1 и на его выходе появляются импульсы с частотой следования 0,5 Гц. Они получаются делением на два частоты 1 Гц на выводе 4 Г1. Эта частота через элемент D7.1 поступает на вход счетчика D4.
Счетчик начинает считать от нуля до 9-ти, при этом до 9-ти на выводе 11 присутствует ноль и элемент D7.2 оказывается закрытым, что препятствует прохождению сигнала от пьезодатчика. По истечении 18-ти секунд счетчик переходит в состояние "9" и единица на его выводе 11 останавливает его в этом положении, поступая на вывод 13, и в то-же время разрешает прохождение импульсов от датчика через элемент D7.2.
При механическом воздействии акустический сигнал воспринимается датчиком Р1, затем электрический сигнал усиливается операционным усилителем А1 и формируется транзистором VT1. Этот сигнал через элемент D6.1 поступает на D7.2 и затем отрицательные импульс поступает на вывод 8 D7.3. На выходе этого элемента появляется положительный импульс, который обнуляет D4 и элемент D7.2 снова блокируется.
В то-же время через элемент D6.2 положительный импульс поступает на вход "S" D5.2 и устанавливает его в единичное состояние. С вывода 9 D5.2 положительный перепад поступает на вход "С" D2.2. На выводе 13 которого устанавливается единица, а на выводе 12 - нуль. В результате триггер D2.1 блокируется, а счетчик D3 открывается и начинает подавать на вход D4 импульсы частотой 12,8 Гц (счетчик делит 128 Гц на 10).
Счетчик D4 начинает считать эти импульсы и в промежутке между появлениями единиц на его выводах 7 и 9 на выходах обеих триггеров D5.2 и D5.3 устанавливаются единицы, что приводит к кратковременной подаче частоты 2 Гц на транзисторы VT6 и VT7 через элемент D6.3. Автомобильный сигнал, подключенный между анодом тиристора VS1 и плюсом питания издает короткий звук. Затем D4 переходит в состояние "9" и счет останавливается.
В это-же время с выхода триггера D2.2 нуль поступает на базу VT2 и он закрывается, что приводит к увеличению сопротивления в цепи С5 и уменьшению коэффициента усиления СУ А1, а следовательно и чувствительности датчика. Этот-же нуль поступает на вывод 9 D1 и запускает счетчик 1/60 этой микросхемы. Единица на выводе 10 этого счетчика появляется через 39 секунд и устанавливает триггер D2.2 в исходное положение, если в течении этого времени датчик не срабатывал.
Если в это время датчик сработал D2.2 перекидывается в противоположное состояние и счетчики D1 (1/60) и D3 блокируются. В то-же время открывается триггер D2.1 и на вход D4 поступают импульсы 0,5 Гц. После поступления 3-х импульсов (6 сек.) схема переходит в режим прерывистой звуковой сигнализации, которая продолжается в течении следующих 5-ти импульсов (10 сек.). Затем схема переходит в исходное положение.
Для блокировки и включения устройства используется триггер D5.1. При замыкании контактов К1 на выходе D5.1 устанавливается единица, которая блокирует вход устройства (элемент D6.1) и его выход (элемент D6.3). При замыкании контактов К2 на выходе D5.1 устанавливается ноль и вход и выход устройства открываются.
В схеме все цифровые микросхемы можно использовать 176-й, 561 или 564 серии. Операционный усилитель можно заменить на К140УД8 или К574УД2. Транзисторы любого типа соответствующей структуры и мощности. В качестве датчика используется звукосниматель от старого проигрывателя ГЗП 308, игла которого прижата к металлу кузова. Конденсаторы и резисторы - любые.
Настройка заключается в установке ступеней чувствительности подбором резисторов R8 и R9.
Заказать профессиональную разработку программного обеспечения для автомобильной электроники Вы можете на сайте
http://promwad.ru/uslugi/razrabotka-programmnogo-obespecheniya от компании Promwad. Большой опыт, выполнение как отдельных задач, так и всего проекта под ключ.