Большинство электронных тахометров, имеющихся в продаже и предложенных радиолюбителями имеют цифровую индикацию частоты вращения коленчатого вала двигателя, обычно двух или трехразрядную. При всех достоинствах, необходимых для регулировки двигателя, такие тахометры неудобны при пользовании во время движения. Во-первых, мелькание цифр при разгоне, практически полностью исключает возможность считывания показаний в этом, наиболее важном режиме, во-вторых, эти индикаторы, построенные по принципу частотомера имеют большую инерционность (показания меняются через 0,3 сек.).
Наиболее удобен стрелочный или шкальный тахометр, уже потому, что показания представляются в виде круговой или линейной диаграммы.
Принципиальная схема шкального тахометра показана на рисунке. Шкала состоит из десяти светодиодов, выстроенных в линейку, или в полукруг, и представляет собой светящуюся линию, длина которой изменяется соответственно частоте вращения коленчатого вала, и дает наиболее наглядную информацию о режиме работы двигателя, при вполне достаточном быстродействии (0,044 сек.).
Работает схема таким образом мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 построен таким образом, что на его выходе через каждые 0,043 секунды появляется короткий положительный положительный импульс длительностью 0,001 сек. Это достигнуто благодаря включению цепи VD1 R3, которая сокращает длительность положительного перепада на выходе D1.2.
Эти импульсы поступают на вход R счетчика D2, обнуляя его через каждые 0,043 сек. Импульсы от прерывателя (или с выхода электронного коммутатора) поступают на одновибратор на D1.3 и D1.4, призванный исключить ошибки, вызванные дребезгом контактов прерывателя. Стабилитрон VD2 исключает выход микросхемы из строя от выбросов напряжения системы зажигания.
В результате в течении каждых 0,06 секунд счетчик D2 считает импульсы, поступающие от прерывателя, и в зависимости от частоты этих импульсов, последовательно изменяет свое состояние от нуля до некоторого числа. Таким образом, например, если частота вращения двигателя равна 3500 об/мин за время, которое задает мультивибратор D1.1 D1.2 счетчик успевает досчитать до пяти.
Пока двигатель работает с этой частотой, постоянно последовательно, поочередно, зажигаются первые шесть светодиодов VD5-VD10. Так как этот процесс происходит достаточно быстро, в результате инерционности зрения, создается впечатление, как будто эти светодиоды горят одновременно, образуя светящуюся линию. Если частота вращения увеличивается, счетчик, за это время, успевает насчитать большее число импульсов, и длина этой линии соответственно увеличивается, если частота уменьшается, длина линии тоже уменьшается.
Микросхемы могут быть серии К176, но при этом нужно заменить стабилитроны на 9-ти вольтовые. Вообще, микросхемы К176 использовать не желательно из-за их меньшей надежности. Транзисторы КТ315 или другие аналогичные. Светодиоды любого типа. Если взять светодиоды разного цвета можно зелеными выделить участок шкалы с нормальной частотой вращения, а красными участок с повышенной частотой, при которой двигатель эксплуатировать не желательно.
От транзисторов VT1-VT10 можно отказаться и подключить светодиоды непосредственно к выходам счетчика, но из-за ограничения тока на этих выходах яркость свечения светодиодов может получиться недостаточной. Регулировку яркости можно ввести заменив резистор R17 на два последовательно включенных — переменный на 1 кОм и постоянный на 150 Ом. Питание на тахометр подается от замка зажигания.
Конструкция может быть любой, все зависит от личной фантазии и типа автомобиля, можно сделать отдельную линейную или расположить светодиоды вокруг круглой шкалы спидометра, а используя различные цвета светодиодов можно разбить эту шкалу на зоны.
Настройка сводится к калибровке при помощи резистора R2. Лучше всего воспользоваться образцовым тахометром, стрелочным или цифровым. При отсутствии тахометра можно поступить так: подать на вход сигнал частотой 50 Гц, например от сетевого понижающего трансформатора, затем установить R2 в минимальное положение, и медленно увеличивая его сопротивление остановиться в таком положении, когда загориться светодиод VD7.
При этом пороги включения светодиодов установятся такими:
VD5 — 0 об/мин,
VD6 — 700об/мин,
VD7 — 1400об/мин,
VD8 — 2100об/мин,
VD9 — 2800об/мин,
VD10 — 3500об/мин,
VD11 — 4200об/мин,
VD12 — 4900об/мин,
VD13 — 5600об/мин,
VD14 — 6300об/мин.Понятно, что пороги включения светодиодов можно выбрать и другими, не через 700 об/мин, а например, через 500 или 600 все зависит от настройки мультивибратора (R2).