Большинство несложных автомобильных сигнализаций, описанных на страницах радиолюбительских журналов при срабатывании включают либо штатный автомобильный сигнал либо дополнительный такого же типа. Более сложные системы, самодельные или промышленные имеют специальные акустические блоки, которые издают различные звуковые, но в общем сходные, эффекты, напоминающие милицейские и полицейские сирены, "паника", и многие другие эффекты, довольно сходные по звучанию. На фоне всего этого разноголосия узнать свой автомобиль в огромной массе припаркованных довольно сложно.
Сделать звучание своего автомобиля легко узнаваемым и ярко индивидуальным можно если простую сигнализацию, рассчитанную на то, чтобы включать автомобильный сигнал, дополнить музыкальной сиреной на основе микросхемы - музыкального синтезатора УМС08-8. В этой микросхеме записаны восемь действительно музыкальных фрагментов из классических произведений.
Принципиальная схема сирены показана на рисунке. УМС включен почти по типовой схеме, с той разницей, что теперь есть переключатель S5, в зависимости от положения которого сирена либо повторяет один и тот же музыкальный фрагмент, либо перебирает все имеющиеся.
Питается УМС от параметрического стабилизатора на стабилитроне VD1. Выходные импульсы поступают, с вывода 1, на импульсный усилитель на транзисторах VT1 и VT2, в коллекторной цепи последнего включена высокочастотная динамическая головка с пластмассовым диффузном. Импульсный усилитель позволяет получить достаточно большую силу тока, протекающего через динамическую головку, и как следствие — высокую громкость, при практически нулевом потреблении выходного каскада в ждущем режиме.
Если переключатель S5 находится в показанном на схеме положении сирена все время сигнализации повторяет один и тот же музыкальный фрагмент. В этом случае выбрать этот музыкальный фрагмент предварительно можно при помощи кнопки S3. Нужно сначала запустить сирену кнопкой S1, а затем, не отпуская её кратковременно нажимая на S3 перебрать имеющиеся в репертуаре микросхемы музыкальные фрагменты и выбрать нужный. Затем отпустить S1 и либо дослушать выбранный фрагмент, либо прекратить воспроизведение нажатием на S2.
Обмотку реле Р1 подключают к выходному ключу сигнализации вместо реле звукового сигнала автомобиля, при этом один вывод к ключу, а второй к плюсу аккумулятора (или к минусу, в зависимости от схемы выходного каскада сигнализации). При срабатывании простые сигнализации передают в выходную цепь импульсы частотой 3..0,5 Гц в зависимости от частоты своего мультивибратора, которые должны создать эффект прерывистого звукового сигнала. Длительность сигнализации обычно около 30 секунд.
В результате контакты Р1 будут периодически замыкаться с частотой 0,5..3 Гц. В течении этого периода С1 не будет успевать заряжаться через R1 и на выводе 13 будет поддерживаться высокий логический уровень в течении всего времени сигнализации. В результате сирена будет все это время повторять один и тот же музыкальный фрагмент.
Если нужно сделать так, чтобы сирена в течении всего времени сигнализации перебирала все имеющиеся фрагменты нужно S5 перевести в противоположное положение. При этом цепь C1R1 отключится от вывода 13, а сам вывод 13 вместе с контактами реле Р1 подключится к выводу 6 — выводу выбора мелодии. Теперь с каждым замыканием контактов Р1 будет начинаться новый музыкальный фрагмент. Чтобы эта смена не происходила слишком быстро нужно увеличить емкость в RC цепи мультивибратора автосторожа таким образом, чтобы понизить частоту выходных импульсов, примерно до 0,25 Гц (это сделать несложно, допаяв конденсатор нужной емкости параллельно имеющемуся).
Выключатель S4 служит для блокировки сирены от случайного срабатывания во время движения автомобиля в результате помех от системы зажигания. В замкнутом состоянии сирена заблокирована. Диод VD2 не нужен, если вы уверены, что при подключении случайно не перепутаете полюса питания сирены.
Электромагнитное реле РЭС-10 на напряжение 12В, Кнопки S1-S3 типа МК-1, переключатели S5 и S4 малогабаритные тумблеры МТ-1 или другие. Транзистор КТ315 можно заменить на любой аналогичный, например КТ3102 или КТ342. Транзистор КТ816 можно заменить на КТ814, КТ818. Конденсатор С2 может иметь емкость не менее 1000 мкФ. Микросхему УМС08-8 можно заменить на любую из серии УМС08 или УМС07, естественно набор музыкальных фрагментов будет иным. Динамическая головка может быть любая высокочастотная, достаточно прочная и мощная.
Перед установкой в подкапотном пространстве автомобиля её помещают в целлофановый пакет и герметично запаивают его, так чтобы влага из воздуха не могла попасть на головку. Целлофан, практически не оказывает сопротивления звуковым волнам. Затем головку устанавливают пластмассовый бокс (подходящую достаточно прочную коробку) и закрепляют в подкапотном пространстве. Можно головку вынести наружу, установив её в корпусе противотуманной фары. Не исключено использование звукоизлучающего элемента автомобильной сирены промышленного образца.