Работает схема так: если вы выключили двигатель, но фары горят, то при открывании двери раздается предупредительный звуковой сигнал. Сигнал звучит только когда вы открываете дверь, и только при условии что фары включены, а зажигание выключено. Принципиальная схема устройства показана на рисунке. Она состоит из звукового генератора на элементах D1.2-D1.4 микросхемы К561ЛЕ5, работающего на пьезоэлектрический звукоизлучатель, и контрольной схемы на логическом элементе D1.1.
Питается схема непосредственно от цепи питания габаритных огней автомобиля, то есть, питание на неё поступает (через клемму "6") только когда фары включены.
Клемму "2" нужно подключить к замку зажигания, на его выходе, или к датчику давления масла. В общем, при работающем двигателе на катод диода должен поступать потенциал высокого уровня. При этом диод закрыт и на вывод 6 элемента D1.1 поступает напряжение уровня логической единицы через резистор R1. Клемма "1" подключается к цепи автоматических дверных выключателей, включающих свет в салоне при открывании двери.
Для того чтобы заработал генератор на элементах D1.2-D1.4 нужно, чтобы на выходе D1.1 была логическая единица. Тогда диод VD3 закрывается и мультивибратор D1.2-D1.3 получает возможность работать. Для того чтобы это произошло нужно чтобы на обоих входах D1.1 были логические нули.
То есть, нужно чтобы зажигание было выключено (диод VD1 открыт током через цепи автомобиля или датчик давления масла) и была открыта дверь (датчик двери замкнут, - диод VD2 открыт). А так же, необходимо чтобы поступало на схему питание (габаритные огни включены). При совпадении этих обстоятельств включается звуковой сигнал.
Сигнальное устройство собрано на маленькой печатной плате из стеклотекстолита с односторонней фольгировкой. С одного торца платы расположено шесть отверстий с печатными площадками для подпайки проводов, которыми эта плата соединяется со схемой автомобиля и с звукоизлучателем.
После проверки и налаживания (если налаживание вообще потребуется) плату нужно поместить в коробку, слепленную из пластилина и залить эпоксидной смолой с наполнителем - тальком. После застывания пластилин счистить. Получится влагонепроницаемый модуль. Впрочем, можно плату и не заливать, а покрыть лаком или просто поместить в влагозащищенный корпус.
В схеме можно использовать любой аналог микросхемы K561ЛE5 кроме K176ЛE5 так как последняя может выйти из строя при повышении питающего напряжения до 14-15V. Микросхема же К561ЛЕ5, несмотря на паспортное значение максимального напряжения питания 15V работает и при повышении до 20-25V.
Диоды КД522 можно заменить любыми аналогами, например, 1N4148, КД521, КД103, КД102 и др. Конденсаторы С1-С3 электролитические любые подходящие по размерам, на напряжение не ниже 16V.
Пьезоэлектрический звукоизлучатель типа ЗП-22 от отечественного кнопочного телефонного аппарата. Подойдет практически любой сигнальный пьезоизлучатель, например, типа НРА24АХ или от электронных часов, карманного будильника, мультиметра. Использовать электромагнитный или динамический звукоизлучатель невозможно без переделки схемы (нужно её дополнить транзисторным ключом).
Тон звука, при налаживании (до заливки), можно установить подбором сопротивления R4. Можно его выбрать таким, чтобы попасть в резонанс звукоизлучателя так чтобы получить наибольшую громкость, или подобрать по наиболее приятному звучанию.
Хочу заметить, что разных схем на обозначенную в данной статье тему, может быть великое множество, на самой разной элементной базе.
Например, используя миниатюрный звукоизлучатель с встроенным генератором, например, такой как НСМ1212Х, можно сделать весьма простое устройство схема которого показана на рисунке 2, полностью заменяющего схему, представленную на рис. 1. Схема настолько проста, что даже нет смыла изготавливать печатную плату, - практически все можно смонтировать компактным объемным монтажом на выводах самого звукоизлучателя.
Источником звука служит электромагнитный капсюль со встроенным генератором F1. Он рассчитан на питание от источника напряжением 12V. Функции логической схемы возложены на ключевой каскад на транзисторе VT1 и два диода VD1 и VD2.
Питание на схему подается, как и в прошлом случае, от габаритных огней, поэтому схема под напряжением только когда включены фары автомобиля.
Предположим, фары включены, двигатель работает. В этом случае, на базу транзистора VT1 поступает закрывающее напряжение через диод VD1. Даже если дверь будет открыта и через диод VD2 схема будет подключена к минусу питания, транзистор VT1 останется закрытым, а звукоизлучатель выключенным.
Если двигатель выключить, но оставить включенными фары, то диод VD1 закрывается, так на его анод больше не поступает напряжение с выхода замка зажигания. Поэтому, при открывании двери, через замкнувшиеся контакты дверного выключателя поступает отрицательный потенциал на катод VD2. Диод открывается и пропускает ток на схему. Через R2 на базу VT1 поступает открывающее напряжение, он открывается и включает звуковой сигнализатор F1. Сигнализатор будет звучать столько времени, сколько дверь остается открытой.
Рис.2В схеме (рис.2) используется сигнализатор типа НСМ1212Х на напряжение 12V при токе 40 mА. Можно использовать сигнализаторы и на другое напряжение, но это потребует последовательного с ними включения постоянного резистора или стабилитрона, компенсирующего избыток напряжения.
В качестве сигнализатора можно использовать, например, схему музыкального синтезатора на микросхеме серии УМС, подавая на неё питание от своеобразного параметрического стабилизатора, состоящего из светодиода в прямом включении и гасящего резистора. Могут быть и другие варианты.