Эта сигнализация предназначена для охраны складского или подсобного помещения, имеющего один вход (дверь, нет окон) и электрифицированное. Сигнализация реагирует на замыкание датчика, установленного на входную дверь. Срабатывание происходит незамедлительно. При срабатывании включается выходное достаточно мощное реле, контакты которого способны коммутировать низковольтную нагрузку, потребляющую ток до 40А или нагрузку, работающую от электросети 220V, при токе до 5А.
Поэтому, сигнальным устройством может быть любое электрическое акустическое, от сирены для автосигнализации или автомобильного клаксона, до мощного электрозвонка. Продолжительность включенного состояния сигнального устройства - 1 минута. Затем схема возвращается в исходное состояние.
В качестве сигнального устройства можно использовать и различные средства вызова охраны, такие как, например, тревожная кнопка. В этом случае, контакты выходного реле включаются параллельно тревожной кнопке, и еще нужно уменьшить емкость конденсатора С2, чтобы уменьшить продолжительность удержания этой кнопки в нажатом состоянии.
Управляют сигнализацией с помощью клавиатуры, состоящей из десяти замыкающих кнопок. Чтобы отключить сигнализацию нужно набрать трехзначный код, одновременным нажатием трех кнопок. Для постановки на охрану достаточно нажать любую кнопку, номер которой не входит в кодовое число. Имеется защита от подбора кода, создающая незаметную внешне задержку приема очередного набора после неправильного предыдущего набора.
Принципиальная схема показана на рис. 1. Схема построена на одной, пожалуй, самой популярной и доступной микросхеме серии К561, - К561ЛЕ5. На первых двух её элементах D1.1 HD1.2 сделан RS-триггер кодового клавиатурного устройства. Кнопок, как уже сказано, десять. Пронумерованы они от "0" до "9". Задание кода осуществляется пайкой перемычек между этими кнопками. На рисунке показана схема распайки кнопок для кода "267". Кнопки с номерами "2", "6" и "7" включены последовательно. А все остальные кнопки - параллельно друг другу.
Если одновременно нажать кнопки S2, S6 и S7, которые включены последовательно, замкнется цепь, и через эти кнопки на вывод 1 D1.2 поступит логическая единица. RS-триггер D1.1-D1.2 переключится в единичное состояние и заблокирует сигнализацию. Можно открывать дверь не опасаясь её включения.
Если нажать любые кнопки не входящие в код (или нажать все кнопки одновременно) через включенные параллельно кнопки логическая единица поступит на вывод 6 D1.1 и установит RS-триггер в нулевое состояние. Сигнализация будет либо разблокирована, либо, если она была разблокирована ранее, её состояние не изменится.
Более того, произойдет зарядка конденсатора С1, и даже после отпускания кнопок на приоритет-ном входе RS-триггера, - выводе 6 D1.1, будет за счет накопленного на нем напряжения поддерживаться логическая единица. Повторить набор можно будет только после разряда С1 через R1. То есть, даже если вы наберете правильный код, пока заряжен С1 схема на это не отреагирует. Это обстоятельство делает подбор кода практически невозможным.
На двух других элементах микросхемы, - D1.3 и D1.4 сделана сама схема сигнализации по типовой схеме одновибратора. Продолжительность формируемого этим одно-вибратором импульса находится около одной минуты, и зависит от параметров цепи R4-C2. Отличие данного одновибратора от типовой схемы в том, что его можно заблокировать, подачей логической единицы на вывод 13 D1.4. При этом одновибратор не реагирует на изменение логического уровня на выводе 8 D1.3. На вывод 13 поступает управление с выхода RS-триггера (выв. 4 D1.1).
Датчик - SF1, он замыкающий, то есть, пока дверь закрыта его контакты разомкнуты, а при открывании двери контакты замыкаются. Обычно, на дверях устанавливают специальные размыкающие датчики, состоящие из геркона и постоянного магнита, либо самодельные, представляющие собой два контакта и токопроводящую закладку, которая вываливается или отходит от этих контактов при открывании двери.
В данном случае дверь железная, так скажем, гаражного типа и установка датчиков такого типа на неё весьма затруднительна. Герконовому датчику датчику сильно мешает обилие железа, не дающего четко реагировать на постоянный магнит. Контактному датчику грозит замыкание о металлическую поверхность двери.
Поэтому было решено использовать датчик включения освещения в подкапотном пространстве автомобиля ВАЗ-2108. Внешне он напоминает кнопочный выключатель, но разница в том, что в нажатом состоянии его контакты разомкнуты, а в свободном, - замкнуты. Конструкция датчика достаточно надежна, а ход кнопки (или штока) очень большой, это позволяет устанавливать датчик даже на металлические двери, форма поверхности которых оставляет желать лучшего.
Пока дверь закрыта, датчик SF1 нажат и его контакты разомкнуты. При открывании двери SF1 замыкается. На вывод 8 01.3через него поступает логическая единица и, если на выводе 13 D1.4 присутствует логический ноль, одновибратор D1.3-D1.4 формирует положительный импульс длительностью около одной минуты. Ключ VT1-VT2 включает на это время реле К1, а его контакты - сигнальное устройство.
Источник питания, - любой источник постоянного тока напряжением 5-15V (соответственно номинальному напряжению обмотки реле К1).
Детали логической схемы расположены на миниатюрной печатной плате (рис.2). Клавиатура выполнена в металлическом корпусе объемным монтажом. Соединения кнопок нужно сделать соответственно выбранному коду отключения (на рисунке код "267").
От автомобиля используется не только датчик, но и реле К1, - это реле звукового сигнала для автомобиля ВАЗ-2108. Данные детали можно купить в любом магазине по автозапчастям для жигулей. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить аналогичной микросхемой, - К176ЛЕ5, К1561ЛЕ5 или CD4001, µPD4001, HCF4001 или другими зарубежными аналогами.
Продолжительность однократного включения реле К1 зависит от параметров цепи C2-R4. Если нужно включать не акустическую сигнализацию, а тревожную кнопку, емкость С2 нужно уменьшить до 2-5 мкФ.
Все конденсаторы на напряжение не ниже напряжения источника питания. Модифицировав эту схему можно сделать несложное охранное устройство для легкового автомобиля (рис.3).
Отличие от исходной схемы прежде всего в логике работы датчиков, которые используются в автомобиле для включения света в салоне, багажнике или подкапотном пространстве. Эти датчики замыкающие, но они все соединены с корпусом автомобиля, то есть, с общим минусом аккумуляторной батареи.
Таким образом, схема сигнализации должна срабатывать не на логические единицы, а на логические нули. Поэтому, микросхема К561ЛЕ5 (4ИЛИ-НЕ) заменена микросхемой обратной логики - К561ЛА7 (4И-НЕ). Соответственно изменена и схема выходного транзисторного ключа, который теперь должен открываться не логической единицей, а нулем.