На рисунке показа схема работающая так же, как игральный кубик. В схеме используется микросхема CD4060B (и многие её аналоги «хх4060х») она представляет собой удобное сочетание RC или кварцевого мультивибратора с многоразрядным двоичным счетчиком, и, поэтому, используется во многих радиолюбительских конструкциях (даже несмотря на отсутствие отечественного аналога).
Только здесь ничего не нужно подбрасывать, а вместо этого нажимать размыкающую кнопку. На рабочей поверхности расположено семь светодиодов, их расположение соответствует расположению точек на гранях кубика.
Светодиоды могут зажигаться в одной из возможных шести комбинациях, в соответствии с изображениями точек на разных гранях кубика. После нажатия кнопки происходит случайный выбор одной из этих шести комбинаций.
В схеме можно использовать любые светодиоды видимого спектра излучения, но желательно сверхяркие, так как так как здесь они подключены непосредственно на выходы КМОП-микросхемы, и через них протекает относительно небольшой ток. При таком токе яркость обычных (АЛ307) может быть недостаточной.
А происходит это следующим образом. Кнопка S1, когда находится в своем нормальном замкнутом состоянии, блокирует мультивибратор микросхемы D1.
Как только мы отпускаем кнопку мультивибратор начинает работать на достаточно высокой частоте. Состояния выхода счетчика очень быстро меняются, и когда мы отпускаем кнопку, на выходе счетчика оказывается любое, действительно случайное трехразрядное двоичное число от "000" до "101".
Затем, этот двоичный код преобразуется своеобразным дешифратором на инверторе - транзисторе VT1 и диодах VD1-VD5 в некоторый специальный четырехразрядный код для управления семисветодиодным табло, на котором числа представляются так, как они выглядят на гранях игрального кубика.
Мошенничать здесь не получится, - коды меняются очень быстро, да и дребезг контактов кнопки усиливает степень случайности.