Противоугонное устройство выполняет следующие функции : контроль за состоянием контактных датчиков (дверных выключателей освещения салона), контроль за системой зажигания. При открывании двери или (и) попытке завести двигатель любым способом включается акустическая прерывистая сигнализация и блокировка системы зажигания. После прекращения действия (закрывание двери, выключение зажигания) система переходит в ждущий режим после восьми секунд сигнализации.
После включения питания система не реагирует на состояние датчиков в течении 8 секунд после закрывания дверей, или все время пока дверь открыта. Блокировка системы производится при помощи геркона, который располагается за стеклом изнутри салона, после поднесения к нему магнита система не восприимчива в течении 8 секунд или в течении всего времени пока владелец держит дверь машины открытой.
Полное выключение (а также и включение) — при помощи потайного тумблера, расположенного в месте салона, известном только водителю. Индикация охранного (ждущего) режима — мигание светодиода, сигнализация или блокировка герконом — светодиод не мигает.
Существенное достоинство схемы в том, что все временные выдержки формируются цифровым способом, без применения RC-цепей с большими емкостями. В результате высокая стабильность и надежность системы в широком диапазоне температур и влажности. Недостаток — невозможность блокировать бесконтактную систему зажигания.
Принципиальная схема показана на рисунке выше. Узел, формирующий временный интервал в 8 секунд состоит из счетчика D1 и мультивибратора на D2. Работает таким образом — при поступлении положительного импульса на вход R D1 счетчик переходит в нулевое состояние, при этом на его выходе (вывод 6) устанавливается логический ноль. В результате элемент D2.3 открывается и начинает пропускать через себя на вход С D1 импульсы от мультивибратора на D2.1, D2.2.
Эти импульсы имеют частоту около 1 Гц. Счетчик считает эти импульсы, при по поступлению восьмого единица с его выхода (вывод 6) закрывает элемент D2.3 и счетчик останавливается в таком положении. Таким образом, в течении 8-и секунд, после обнуления, на выходе счетчика присутствует ноль. В течении этого времени , пока D2.3 открыт импульсы с его выхода поступают через элементы D2.4 и D3.1 на транзисторный ключ VT3, в коллекторной цепи которого включается электромагнитное реле, управляющее звуковым сигналом.
Выдержка времени после включения питания образуется за счет триггера на элементах D3.2 и D3.3. В момент включения питания зарядный ток конденсатора С2 устанавливает счетчик D1 в нулевое состояние и этот триггер в единичное. В результате единица с выхода этого триггера поступает на вывод 9 D3.1 и блокирует его.
Этот элемент не пропускает импульсы от мультивибратора на ключ VT3 и звуковой сигнализации не происходит. Все это длится до тех пор пока счетчик D1 не досчитает до восьми, и на его выходе не появится единица, которая установит триггер в нулевое состояние. В результате элемент D3.1 откроется и будет готов пропустить импульсы на транзисторный ключ, но в этоже время закроется D2.3 и импульсов на его выходе уже не будет. Таким образом система через восемь секунд после включения питания переходит в сторожевой режим.
Это время (8 секунд) можно продлить по желанию водителя сколь угодно долго, достаточно сразу после включения питания (в срок до 8-и секунд) открыть дверь салона и держать её открытой. В результате катод VD2 через дверные выключатели соединится в массой автомобиля (общим минусом системы) и на выходе D4.2 будет постоянно держаться единица, следовательно счетчик считать не будет (принудительно находится в нулевом состоянии) и триггер также будет оставаться в единичном состоянии блокируя элемент D3.1. Затем, после закрывания двери, через восемь секунд система перейдет в сторожевое состояние.
Для блокировки системы владельцем служит геркон магнитоуправляемый герметичный выключатель), который подключается к клеммам 4 и 3 системы. При замыкании его контактов диод VD3 открывается и разряжает С2, в результате триггер D3.2, D3.3 переходит в единичное состояние и блокирует выход, а счетчик D1 — в нулевое , и начинается 8-и секундная выдержка. В течении этой выдержки владелец должен открыть дверь салона и при помощи потайного тумблера отключить питание от сторожа.
Блокировка зажигания выполняет таким образом база транзистора VT1 через резистор R6 соединяется с плюсом питания системы зажигания (клемма 1 подключается к замку зажигания). При включении зажигания транзистор VT1 открывается и на выводе 5 D4.2 устанавливается логический нуль, практически происходит тоже самое, что и при открывании двери салона.
В результате счетчик D1 обнуляется и начинается звуковая сигнализация. Одновременно логический нуль с выхода счетчика через инвертор поступает на VT4 и открывает его. В коллекторной цепи этого транзистора (рисунок 2) включено электромагнитное реле Р2, которое замыкает свои контакты и таким образом блокирует прерыватель автомобиля. Через катушку зажигания протекает постоянный ток, и искрообразование не происходит.
Рисунок 2Интересно и то, что в такой режим блокировки система переходит не только при звуковой сигнализации, но также и при выдержке времени после включения питания, и после блокировки системы при помощи геркона. Практически в любом режиме, пока на охранную систему поступает питание, при открывании двери , при попытке завести зажигание, при блокировке системы магнитом, во всех этих режимах система зажигания автомобиля блокируется. Таким образом исключается угон, даже если злоумышленник воспользовался магнитным брелоком владельца, но не знает где расположен потайной тумблер S1 (рисунок 2).
Автосторож смонтирован на одной печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с односторонней фольгировкой. Разводка печатной платы показана на рисунке 3, расположение деталей на рисунке 4. Соединения, отмеченные на рисунке 3 пунктирной линией выполняются изолированным монтажным проводом.
Рисунок 3Данная схема питается напряжением бортовой сети автомобиля, поэтому микросхемы серии К176 использовать не рекомендуется, для них максимальное напряжение питания не должно быть более 10В, или нужно дополнить схему параметрическим стабилизатором на транзисторе и стабилитроне.
Вместо счетчика К561ИЕ10 можно использовать любой другой двоичный счетчик серии К561 (или К176 в случае со стабилизатором), но это потребует изменения разводки печатной платы.
Электромагнитные реле — автомобильные с нормально-разомкнутыми контактами типа 90.37.47-10 или другие аналогичные. Важно, чтобы их контакты выдерживали достаточно большой ток. Емкости конденсаторов С2 и С3 могут отличаться от указанных на схеме процентов на 50. Номиналы всех резисторов могут отличаться в пределах 30%. Транзисторы и диоды с любыми буквенными индексами.
Частоту прерывания звукового сигнала и время сигнализации можно установить подбором номиналов R1 или С1. После монтажа печатную плату помещают в пластмассовый корпус и герметично заклеивают при помощи клея.