Весной вода в гараж поступает, хотя и очень уверенно, но медленно. Поэтому, для её откачки совсем не нужно использовать какие-то мощные насосы. В моем случае было вполне достаточно маленького насоса от стеклоомывателя ВАЗ. Моторчик работает от источника напряжением 12V и легко справляется с таким объемом работ. Но, он рассчитан на повторно-кратковеременный режим работы. Поэтому, работая непрерывно более одной минуты он начинает опасно нагреваться.
Значит, схема управления должна представлять собой не простой датчик влаги, включающий насос на все время, пока есть на датчике вода, а схему с таймером, обеспечивающим повторно-кратковременный режим работы мотора. Оптимальный режим, - 30 секунд работает, 30 секунд отдыхает. При этом и мотор не перегревается и производительность не страдает.
Схема показана на рисунке 1. Датчики 1 и 2 - это два оцинкованных болта, укрепленных на пластмассовом основании, расположенном так, что болты висят над самым глубоким местом пола гаража на высоте около 10 мм, рядом с ними расположена всасывающая головка насоса. Всасывающая головка самодельная (рисунок 2). Она сделана из пластмассовой баночки от капель в нос. В дне баночки проделано несколько отверстий. Затем, натянута марля и закреплена изолентой. Шланг надет на ту часть баночки, которая при закапывании носа играет роль пипетки.
Когда в гараже сухо (или вода не достает до болтов) через резистор R1 на вход R счетчика D1 поступает логическая единица. Счетчик держится в нулевом состоянии. На его старшем выходе (вывод 3) ноль, реле Р1 выключено и питание на насос М1 не поступает.
В процессе затопления уровень воды поднимается и в воду погружаются болты датчика (1 и 2). Между ними через воду возникает электропроводность, значительно превышающая проводимость R1. Напряжение на входе R D1 падает до логического нуля. Счетчик D1 начинает работать и, примерно, через 30 секунд на его выводе 3 появится логическая единица. Ключ VT1-VT2 открывается и реле Р1 включает насос.
Насос будет работать до тех пор, пока не будет удалена вода от болтов датчика, но не более 30 секунд. Через 30 секунд непрерывной работы насоса на выводе 3 D1 установится логический ноль. Насос выключится, и включится спустя еще 30 секунд. Так будет повторяться до тех пор, пока не будет откачана вода. Затем, на входе R D1 установится единица и схема вернется в исходное состояние.
Питается схема от источника напряжением 12V, это может быть сетевой адаптер или, если в гараже нет электричества, аккумулятор автомобиля.
Детали. Конструкция всасывающей головки показана на рисунке 2. Возможно, вы придумаете что-то другое. Электромагнитное реле Р1 - стандартное реле ВАЗ. М1 - насос омывателя. Конечно можно попробовать применить насос и от другой машины.
Микросхема CD4060B отечественного аналога не имеет и в продаже встречается нечасто. Поэтому, её можно с тем же успехом заменить двумя отечественными микросхемами К561ИЕ16 и К561ЛЕ5, включив их по схеме, показанной на рисунке 3.
Налаживание заключается в установке нужной периодичности работы насоса, подбором сопротивления R2 или емкости конденсатора С3. А так же, в установке чувствительности датчика воды подбором сопротивления R1 (если это потребуется).
Схема собрана на макетной печатной плате купленной в магазине радиодеталей. Плату с деталями нужно расположить на такой высоте, чтобы вода не могла их залить.