Автоматический прогреватель периодически пускает двигатель и дает ему поработать несколько минут. Предварительно машину нужно поставить на ручной тормоз. Продолжительность прогрева и пауз между прогревами устанавливаются переменными резисторами с оцифрованными рукоятками. Продолжительность прогрева можно установить в пределах 1-10 минут, а продолжительность пауз между прогревами, - от 30 до 120 минут.
В схеме заложено максимум три попытки пуска двигателя. После неудачной третьей попытки включается предупреждающий звуковой сигнал (сигнал автомобиля включается на несколько секунд). Принципиальная схема показана на рисунке. Практически она состоит из двух функциональных узлов, - пускового устройства на D6 и D3, и таймера на D1, D2, D4, D5.
Датчиком подтверждения пуска двигателя служит лампочка датчика давления масла. Поэтому, данная схема подходит только для исправного автомобиля с нормальным давлением масла в двигателе.
И так, после того как были сделаны все необходимые приготовления (выключен двигатель, передача, машина поставлена на «ручник», ручки «Пауза» и «Прогрев» установлены на нужное время) можно включить автопрогрев выключателем S1. На схему поступит питание непосредственно от аккумулятора.
Цель R5-С3 совместно с инвертором D2.1 сделает короткий положительный импульс, который установит счетчик D4 в нулевое состояние. Нуль с его самого старшего выхода (а другие выходы здесь не используются) инвертируется элементом D2.2 и зафиксирует в нулевом положении счетчики D5 и D6. А так же, разрешит работу мультивибратора D1.1-D1.2.
Импульсы с выхода этого мультвибратора поступают на вход «С» счетчика D4, и через некоторое время, которое зависит от положения ручки R2, на старшем выходе D4 возникнет единица. Это приведет к нескольким событиям, - ключ VT1 посредством реле К1 включит зажигание, мультивибратор D1.1-D1.3 будет заблокирован, нуль с выхода D2.2 разрешит работать счетчикам D5 и D6.
Счетчик D6 начьнет переключаться от импульсов, поступающих на его вход «С» с выхода мультивиьратора D3.1-D3.2. Частота этих импульсов около 1Гц (устанавливается в процессе налаживания подбором сопротивления R8). Через две секунды после включения зажигания единица возникнет на выводе 4 D6 и откроется ключ на VT2. Реле К2 включит стартер. Продолжительность однократного включения стартера около 1 секунды (зависит от сопротивления R8).
Если с первой же попытки двигатель заводится, давление масла в его системах повышается и контакты датчика масла размыкаются, выключая контрольную лампу. Это приводит к закрыванию диода VD1 и установлению на входах элемента D3.3 напряжения логической единицы. После остановки стартера единица поступит через D3.3-D3.4 на вход «R2» D6 и зафиксирует его в нулевом положении.
При неуспешной попытке пуска двигателя давление масла в системе двигателя не повышается и контакты датчика после прекращения вращения стартера остаются замкнутыми. Счетчик D6 не обнулится и повторит попытку пуска еще два раза (диоды VD7 и VD8). Если и третья попытка не увенчается успехом схема пуска будет заблокирована единицей с выхода «9» D6, а одновибратор на элементах D2.3-D2.4 посредством ключа на VT3 и реле КЗ включит автомобильный сигнал на несколько секунд (время зависит от параметров цепи C7-R12).
Предположим, двигатель успешно завелся. Теперь работает вторая половина таймера (на D5). Импульсы с выхода мультивибратора на D1.3-D1.4 поступают на вход «С» счетчика D5, и через некоторое время, которое зависит от положения R4, единица возникнет на выводе 3 D5. Это приведет к нескольким событиям, - счетчик D4 будет установлен в нулевое положение и ключ на транзисторе VT1 закроется, что приведет к выключению зажигания и остановке двигателя, ноль, возникший на выводе 3 D4 запустит мультивибратор D1.1-D1.2, а единица с выхода D2.2 заблокирует в нулевом состоянии счетчики 05 и D6. Прогрев закончится и начнется пауза. Далее, процесс повторится.
Если во время прогрева двигатель внезапно заглохнет давление масла в нем падает и датчик замыкается. На выходе D3.4 единица меняется на ноль и разрешается работа счетчика D6. И запуск двигателя повторится.
Данное устройство было сделано в единственном числе, поэтому схема печатной платы для него не разрабатывалась. Все сделано на макетной печатной плате, которые сейчас продаются во многих магазинах. Плата, после подрезки по размерам, установлена в черный пластмассовый корпус.
На торцевой части корпуса установлены органы управления, - два переменных резистора и выключатель. Все реле установлены за пределами корпуса, - под приборной панелью возле замка зажигания. Там же, с помощью двух шурупов-саморезов закреплен и корпус со смонтированной платой.
Все микросхемы можно заменить отечественными или импортными аналогами. Применять микросхемы серии К176 не желательно из-за их меньшей надежности, особенно при работе в условиях низких температур.
В схеме нет какой-либо кварцевой стабилизации, а все временные интервалы тем или иным образом заданы RC-цепями. Поэтому, изменение температуры окружающей среды приводит к некоторому изменению установленных настроек временных интервалов, но, в данном случае, это существенного значения не имеет.
Диоды КД522 можно заменить практически любыми маломощными кремниевыми. Транзисторы КТ817 можно заменить на КТ815, КТ604 и др. Электромагнитные реле стандартные автомобильные, типа 90.3747, с держателями. Вместо них подойдут и аналогичные импортные реле для автомобилей - SCB-1-M-1240, ETR-AD1-1-D012-3 и др. С номерами выводов реле разобраться несложно с помощью омметра.
Все конденсаторы желательно использовать хорошего качества, - их параметры не должны слишком уж сильно изменяться на морозе.
До установки в автомобиль проверьте работу схемы в лабораторных условиях. Налаживание может потребоваться только в том случае, если временные интервалы окажутся не таким как это требуется. Продолжительность паузы зависит от цепи R1-R2-С1. Продолжительность однократного включения стартера зависит от цепи R8-C6. Продолжительность прогрева - R3-R4-C2. Время, в течение которого звучит предупредительный сигнал зависит от цепи R12-C7.
Оптимальную продолжительность однократного включения стартера конечно надо подобрать под конкретный автомобиль.
Налаживая схему нужно принять во внимание то, что некоторые экземпляры счетчиков серии KS61 могут иметь дефект, выражающийся в хаотичном появление очень коротких импульсов на их выходах. Эти, практически незаметные импульсы, могут сделать работу любой схемы невозможной.
Поэтому на выходах счетчиков подключены конденсаторы С4, С5 и С11, которые подавляют эти импульсы. Если вам очень неповезло со счетчиками, емкости этих конденсаторов можно увеличить до 510 пФ, но не более. Следует заметить, что у аналогичных миросхем серии «CD» такой дефект встречается значительно реже, хотя тоже бывает.