Автомобильная сигнализация устройства, в основе которого лежит цифровой способ формирования выдержки. Сигнализация имеет инерционный датчик и реагирует на наклоны кузова автомобиля, вызванные изменением массы в салоне (в машину сел человек), внешними механическими воздействиями (усилие при попытке взломать дверь или багажник, капот, приводит к легкому качанию машины). После срабатывания датчика сразу-же начинается звуковая прерывистая сигнализация, без предварительной выдержки времени.
Отключение сигнализации производится выключением питания схемы при помощи герконового выключателя оригинальной конструкции. Включение -кратковременным нажатием на кнопку, расположенную в салоне. После включения дается несколько секунд (10-15) для закрывания двери, в течении этого времени звуковой сигнал заблокирован.
Принципиальная схема показана на рисунке. В состав герконового выключателя входят следующие элементы - герконовое реле Р1, кнопка S1, геркон (срабатывает на замыкание) SV1, гасящий резистор R10. Контакты реле в обесточенном состоянии разомкнуты. При подключении питания контакты К1.1 разомкнуты и ток не поступает не только на обмотку реле, но и на всю схему.
Для включения питания нужно кратковременно нажать S1, при этом по цепи S1-R10-P1 начинает протекать ток. Магнитная система реле Р1 срабатывает и контакты К1.1 замыкаются. Теперь можно отпустить S1, её заменили контакты К1.1 и ток поступает как на реле, которое удерживает контакты в замкнутом состоянии, так и на схему в целом.
Для выключения питания нужно поднести постоянный магнит к геркону SV1, при этом его контакты замкнутся и зашунтируют обмотку реле. В результате напряжение на Р1 упадет до нуля и реле перейдет в обесточенное состояние, контакты К1.1 разомкнутся и питание полностью отключится.
Датчик инерционный - сделан не основе индикатора-микроамперметра, индикатор перевернут стрелкой вниз, а на самой стрелке размещен грузик, превращающий её в маятник. В качестве грузика использована стальная шайба под болт М3. При , даже незначительных, колебаниях кузова, стрелка качается и в магнитной системе индикатора (в катушке) наводится ЭДС.
Для её усиления и преобразования в отрицательный импульс используется компаратор А1, между входами которого включена катушка индикатора. Режим работы компаратора устанавливается балансировкой, при помощи резистора R4.
После включения питания счетчик D2 оказывается в любом произвольном положении. Мультивибратор на элементах D1.2 D1.3 работает и состояние счетчика начинает изменятся по нарастающей. В тот момент, когда счетчик досчитывает до 6-и , на его выходе "8" появляется единица, которая
поступает на мультивибратор, блокируя его.
Импульсы мультивибратора используются не только для работы счетчика, они через ключевой элемент D1.4 поступают на транзисторный ключ, который управляет автомобильным реле звукового сигнала. Но в первые 10-15 секунд после включения питания ключевой элемент D1.4 оказывается закрытым зарядным током С3, и весь цикл работы, в это время, происходит беззвучно.
После того, как конденсатор С3 зарядится ключ D1.4 открывается, но сигнализации не происходит, потому что, счетчик уже досчитал до 8-и и мультивибратор заблокирован. Схема находится в режиме ожидания.
Теперь после первого-же срабатывания датчика положительный импульс в выхода D1.1 поступает на вход R счетчика D2 и он устанавливается в нулевое положение. На его выходе 8 устанавливается нуль и мультивибратор запускается. Импульсы с его выхода поступают на счетный вход счетчика и через открытый элемент D1.4 на транзисторный ключ, управляющий звуковым сигналом через автомобильное реле звукового сигнала. Это продолжается до тех пор, пока счетчик не досчитает до восьми. Затем схема переходит в исходный режим ожидания.
Для исключения зацикливания схемы от механических колебаний, имеющих место при работе звукового сигнала автомобиля (от достаточно громкого сигнала может начать дрожать стрелка датчика), служит цепь R6-VD1-C4. При работе мультивибратора импульсы с выхода D1.4 через диод V01 быстро заряжают С4, в разрядка происходит через R6, значительно медленнее.
В результате все время сигнализации и некоторое время после её окончания С4 остается заряженным до уровня логической единицы. В результате в это время D1.1 оказывается закрытым и схема "глуха" к сигналам компаратора.
Все детали любого типа, индикатор М470 от магнитофона, или аналогичный, как переделать описано выше, реле РЭС55А на 6 вольт, геркон от клавиатуры ПК.
Настройка сводится к балансировке А1 так, чтобы импульсы на выходе (вывод 9) были отрицательны при необходимой чувствительности.