Это простое устройство предупреждает владельца автомобиля перед выходом из салона о не выключенном внешнем освещении, противотуманных фарах и других устройствах автомобиля. Устройство представляет собой мультивибратор, управляемый сигналами, поступающими от контролируемых цепей и дверного выключателя внутреннего освещения. Всего можно контролировать три цепи.
Мультивибратор постоянно подключен к бортовой сети автомобиля и потребляет в ждущем режиме ничтожный ток. Катод диода VD4 подключается к дверному выключателю, аноды диодов VD1-VD3 - к цепям питания проверяемых устройств (к реле включения ближнего, дальнего света, к цепи габаритного огня), при этом в режиме включения на аноды поступает напряжение высокого уровня, если в вашей машине выключатели замыкают минусовой вывод реле на общий провод (то есть подается низкий уровень) транзистор VT1 нужно исключить, диоды VD1-VD3 перевернуть, отключить их от R5 и подключить к R2.
Схема работает так. При открывании двери катод VD4 соединяется с общим проводом, если в это время включено одно из контролируемых устройств -элемент D1.3 открывается и логический ноль с выхода D1.4 поступает на вход 2 D1.1 запуская мультивибратор на D1.1-D1.2. Мультивибратор начинает генерировать импульсы, которые поступают на пьезоакустический излучатель. В салоне раздается писк и привлекает внимание водителя , напоминая о том что одна или несколько цепей включены.
Это устройство можно использовать и дня контроля за аварийными состояниями автомобиля, например снижение давления масла или разгерметизация тормозной системы. Сделать это просто, например для контроля за снижением давления масла нужно собрать дополнительный каскад на транзисторе. Коллектор этого транзистора подключается к одному их входов элемента D1.4 (этот вывод нужно отпаять).
При включении системы зажигания поступает напряжение на коллекторный резистор транзистора, и одновременно напряжение высокого уровня от датчика давления масла на базу этого транзистора. В результате при включенном двигателе и нормальном давлении масла на коллекторе транзистора нуль и мультивибратор на работает.
При снижении давления масла уровень на базе падает до нуля и транзистор закрывается, на его коллекторе единица и мультивибратор запускается - раздается звуковой сигнал. При выключении зажигания напряжение на коллектор больше не поступает и дополнительный транзистор не влияет на работу схемы.
Если требуется контролировать герметичность тормозной системы потребуется два диода, их аноды нужно подключить к резисторам R2 и R3, а катоды соединить вместе и подключить к датчику. При разгерметизации и тормозов в любом режиме будет раздаваться звук. Стабилитрон VD6 служит для защиты схемы от выбросов напряжения бортовой сети.
Устройство смонтировано на малогабаритной печатной плате. Транзисторы KT3I5 можно заменить на любые подходящие, например КТ3102 или КТ312, КТ503. Стабилитрон желательно на напряжение 12-15В. Диоды можно заменить на КД102, КД105.
Звукоизлучатель - ВП-2 или любой другой пьезоэлектрический. Если желательно установить динамический звукоизлучатель - включите на выходе устройства транзисторный ключ, подключите его базу через резистор на 10-12 ком к выводу 3 D1, а в его коллекторной цепи включите динамик.