Cделать простое охранное устройство можно, буквально, за пару часов, и из того, что есть дома, тем более что установка и подключения предельно просты. Фактически устройство состоит из акустического датчика и таймера с мультивибратором. Роль датчика выполняет электретный микрофон с встроенным усилителем от магнитофонов или электронных телефонных аппаратов, подойдет любой, в данном случае отечественный МКЭ-3.
Сигнал от микрофона усиливается и преобразуется в отрицательный - импульс каскадами на транзисторах VT1-VT3 и выпрямителем на диодах VD2, VD3.
Таймер работает таким образом. Мультивибратор на элементах D1.1 D1.2 постоянно вырабатывает импульсы частотой около 2 гц. Эти импульсы через ключ на элементе D1.4 поступают на счетный вход счетчика D2. Как только счетчик досчитывает до восьми единица с его выхода поступает на второй вход D1.4 и элемент закрывается останавливая работу счетчика в этом положении.
Теперь что-бы запустить счетчик снова нужно вывести его из предыдущего состояния, проще всего это сделать установив его в нулевое состояние подачей положительного импульса на его "R" вход. Этот импульс берется с выхода усилителя-формирователя и поступает через инвертор D1.3.
К выходу ключевого элемента D1.4 кроме входа счетчика подключен вход транзисторного ключа, управляющего реле звукового сигнала или ближнего света. Как только сработает датчик машина издаст прерывистый звуковой сигнал или мигает фарами, в зависимости от подключения реле.
Для имитации импортной охранной системы имеется светодиод красного цвета, который постоянно мигает все время пока устройство включено, предупреждая о том, что машина под охраной. Светодиод питается через ключ на VT6.
Для того, что-бы схема не зациклилась, например от электропомех, вызванных миганием фар, или от звукового сигнала, имеется цепь R13, R18, VD6, С8 которая после срабатывания закрывает элемент D1.3 и удерживает его в закрытом состоянии во время сигнализации и некоторое время (время разрядки С8 через R18) после её окончания. В это время импульсы от датчика на "R" вход счетчика не поступают.
В авторском варианте устройство было подключено к фарам, это выгодно по тому, что во-первых датчик - микрофон будет срабатывать не только от попытки взлома но и от дождя, сильного порыва ветра, к тому-же машина может стать объектом детских забав, во-вторых устройство очень простое и задержка включения не предусмотрена.
В то-же время мигание фар в темноте действует психологически даже более сильно чем звук, к тому-же мигание фар днем мало заметно и неинтересно для детей. Кроме того, такое действие сигнализации похоже на начальную стадию работы импортной системы, которая миганием фар предупреждает о работе сигнализации, и о том, что если машину не оставят в покое будет включена звуковая сигнализация, радиопейджер, вызов милиции, ну и так далее.
Схема печатной платы показана рисунке. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5, вместо К561ИЕ10 подходит практически любой счетчик КМОП или МОП. Реле - при работе с звуковым сигналом - штатное автомобильное, при работе с фарами нужно установить дополнительное реле, любое автомобильное, работающее на замыкание. Сейчас такие реле проще купить чем тиристоры.