В результате неправильной эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей их пластины покрываются слоем сульфатов, что приводит сильному увеличению внутреннего сопротивления батареи и снижению пускового тока на столько, что аккумулятор приходится менять. Тем не менее известен способ восстановления таких батарей пропуская через них ассиметричный ток.
При этом соотношение зарядного и разрядного тока .устанавливается как 10:1, и отношение длительностей импульсов этих составляющих 1:2. Этот способ дает возможность не только восстанавливать испорченные батареи, но и проводить профилактическую обработку исправных. Принципиальная схема такого зарядного устройства показана на рисунке. Оно обеспечивает зарядный ток 5А и разрядный 0,5 А. Фактически это регулятор тока на транзисторе VT1. На стабилитронах выполнен источник управляющего напряжения. Амплитудное значение напряжения на вторичной обмотке трансформатора 30 В. При номинальном зарядном токе напряжение на аккумуляторе около 14 В. Пока уровень напряжения на выходе не превышает напряжения аккумулятора зарядный ток отсутствует и идет разрядка через резистор R4. Таким образом за время одного полупериода переменного напряжения формируется один зарядный импульс, а в промежутке между зарядными формируются разрядные импульсы длительностью в два раза больше зарядных. Трансформатор - ТС 180 от старого лампового черно-белого телевизора, его вторичные обмотки удалены, и намотаны новые по 40 витков ПЭВ-2 - 1,5 мм. Амперметр любого типа, но нужно учитывать, что он будет показывать треть тока, например вместо 5А - 1,8А. Транзистор нужно поставить на радиатор эффективной площадью не менее 200 см2.
|