Сигнализация рассчитана на работу с контактными датчиками, в качестве которых могут выступать дверные датчики автоматического включения внутрисалонного освещения, датчик включения подкапотной лампы, а так же дополнительно установленные датчики. Все датчика работают на замыкание шлейфа на массу. Устройством оповещения служит автомобильный клаксон. Включение и отключение - тумблером-выключателем, скрытно установленном в известном только хозяину машины месте.
Индикация охраны - мигающим сверхярким светодиодом.
Алгоритм работы. После включения питания дается выдержка около 5 секунд На выход из салона и закрывание дверей. Как только выдержка заканчивается система переходит в режим охраны, при этом начинает мигать индикаторный светодиод. При срабатывании любого из датчиков система дает три секунды хозяину машины на отключение сигнализации.
Если сигнализация не будет отключена. начинается звуковая сигнализация, состоящая из чередующихся четырех гудков клаксона. Такой звук легко узнать на фоне общего городского шума. Продолжительность сигнализации - около 45 секунд. Затем схема возвращается в исходное положение Если датчик по-прежнему замкнут - сигнализация повторяется
Схема сигнализации показана на рисунке 1. Включается тумблером S1. J1-J4 - это контактные датчики. В принципе их может быть любое количество. Отдельные группы датчиков должны быть развязаны диодами, чтобы их цепи не оказывали взаимного влияния (например, чтобы при открывании багажника не включался свет в салоне).
Состояние системы зависит от RS-триггера на элементах D1.1 и D1.2. В момент включения питания тумблером S1 начинается зарядка конденсатора С1 через R3. Это устанавливает триггер в единичное состояние и принудительно удерживает в нем до тех пор пока С1 заряжается до порога напряжения логической единицы. На это уходит около 5-6 секунд.
В течение этого времени триггер не реагирует на изменение состояния на его втором входе (не реагирует на датчики). Это время дается хозяину автомобиля на то, чтобы он мог выйти из машины и закрыть дверь не вызывая срабатывания сигнализации
Как только напряжение на С1 достигает логической единицы включается мигающий сверхяркий светодиод НИ и триггер D1.1-D1.2 становится восприимчивым к состоянию датчиков.
Пока триггер D1.1 - D1.2 в единичном состоянии с его выхода единица идет на вывод 12 D2 и удерживает счетчик в нулевом состоянии. Диоды VD5 и VD7 открыты, - они шунтируют базовую цепь VT1, удерживая его закрытым. Диод VD8 обеспечивает положительное смещение на эмиттере VT1, гарантируя полное закрытие транзистора VT2 тоже закрыт. Реле К1 обесточено, и его контакты разомкнуты.
От замыкания любого датчика напряжение на выводе 6D1.2 падает до нуля. Это переводит триггер D1.1-D1.2 в нулевое состояние. Теперь на выводе 12 D2 будет ноль и счетчик и мультивибратор микросхемы CD4060B могут работать.
Мультивибратор вырабатывает импульсы частотой около 90 Гц (зависит от сопротивления R4). поэтому, примерно через 3 секунды на выводе 13 D2 возникает логическая единица. Диод VD7 закрывается и перестает влиять на напряжение на базе транзистора VT1. Теперь напряжение на базе зависит только от диода VD5 который открываются и открывает транзистор VT1, затем VT2 и реле своими контактами подает ток на клаксон автомобиля.
Клаксон издает четыре звука, затем замолкает на три секунды и снова издает четыре звука. Это повторяется до тех пор пока не появится логическая единица на выводе 2 D2, то есть, 45 секунд. В этот момент на выходе инвертора D1.4 появляется ноль, который, посредством диода VD10 возвращает триггер D1.1-D1.2 в нулевое положение.
Диод VD11 защищает схему сигнализации от неправильного подключения источника питания. Диод VD9 подавляет отрицательные выбросы напряжения на индуктивности обмотки реле. Эти импульсы могут испортить транзистор VT2. Диод VD8 обеспечивает полное закрывание ключа на VT1 и VT2.
Практически все детали, кроме реле, светодиода и тумблера, расположены на одной печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. На плате кроме деталей есть две проволочные перемычки между микросхемами. Их желательно установить до установки микросхем (корпуса микросхем нависают над ними). Реле расположено за пределами платы. Это стандартное автомобильное реле.
Сигнализация может работать как на штатный клаксон автомобиля, так и на дополнительный.
От частоты мультивибратора микросхемы D2 зависит как характер звучания клаксона (быстрота повторения), так и показатели задержки начала сигнализации и продолжительности Сигнализации. Изменяя параметры С2 и R4 можно установить оптимальные, с вашей точки зрения, выдержки. Но выдержки меняются одновременно и пропорционально
Например, желая увеличить время задержки после срабатывания вы одновременно увеличиваете и общую продолжительность звучания, а так же. уменьшаете частоту повторения звука. Поэтому, более оптимальным может быть изменение не частоты мультивибратора, а выходов счетчика, к которым подключены диоды VD5, VD7 и вход инвертора D1.4.
Изменить продолжительность задержки после включения питания можно подбором сопротивления R3.
Светодиод HL1 может быть любого типа, но лучше если это будет сверхяркий двухцветный мигающий светодиод (такой светодиод мигает меняя цвет - красный / зеленый) Если светодиод не сверхяркий, наверное, нужно будет подключать его через промежуточный транзисторный ключ, так как мощности выхода элемента D1.3 будет недостаточно для его яркого свечения.