Главное отличие этого тахометра в том, что по способу измерения частоты вращения коленчатого вала автомобиля, - это аналоговый прибор. Но, результат измерения отображается на трехразрядном цифровом табло, аналоговый тахометр на преобразователе частота - напряжение на таймере 555 и выход - светодиодный индикатор уровня на А277. Вход, на таймере, с возможностью параметрической регулировки коэффициента преобразования, меня вполне устроил, но выход - показания в виде столбика термометра с шагом в 500 оборотов, - категорически не подходит.
Поэтому, входную часть на таймере я оставил как есть, а индикатор сделал на основе цифрового измерителя напряжения с трехразрядной индикацией на микросхеме ICL7107 (аналог КР572ПВ2) и трехразрядном светодиодном индикаторе.
Схема того, что из этого получилось показана на рисунке. Как уже сказано, на таймере 555 (D2) сделан преобразователь частота - напряжение. Вернее, формирователь импульсов фиксированной длительное, а сам преобразователь сделан на VT3. На вход от обмотки катушки зажигания поступают импульсы, каждый отрицательный перепад которых делает запуск таймера.
После каждого входного импульса таймер D2 формирует один ум пульс, длительность которого установлена цепью R11-C7 около 2 mS. Эти импульсы, одинаковой длительности, но разной частоты поступают на базу транзистора VT3. В результате на эмиттере VT3 получается импульсная последовательность, скважность которой зависит от частоты.
Эта последовательность интегрируется в постоянное напряжение с помощью цепи R14-C10. Далее, полученное постоянное напряжение, величина которого пропорциональна частоте входного сигнала (частоте вращения коленчатого вала) поступает на цифровой вольтметр постоянного тока на микросхеме D1.
Микросхема D1 в схеме вольтметра включена необычно, - питание осуществляется от историка, имеющего общий минус с измеряемым напряжением. Такая схема точна менее обычной, особенно при измерении напряжений менее 1V, но для данного случая её точности достаточно.
Данный тахометр пригоден для любого бензинового четырехтактного двигателя с любым числом цилиндров. Перед его налаживанием нужно определить сколько раз поступает импульс тока на обмотку катушки зажигания за один полный оборот коленчатого вала автомобиля. Сделать это можно контролируя искру визуально (или измеряя напряжение на первичной обмотке катушки зажигания), поворачивая при этом вал двигателя ключом.
У японской машины получилось три искры за два оборота (то есть, 1,5). Чтобы узнать сколько прибор должен показать при входной частоте 50 Гц (какой частоте вращения коленчатого вала соответствует входная частота 50 Гц) нужно рассчитать по такой формуле.
N = (50 / М) x 60где N - показания прибора при входной частоте 50 Гц, М - сколько раз формируется импульс зажигания за один оборот вала двигателя.
Таким образом (50 /1.5) x 60 = 2000, то есть, на индикаторе «2,00».
На основе этой схемы можно сделать приставку - тахометр для мультиметра. В этом случае используется только часть схемы на таймере D2, а напряжение с его выхода подают на вход мультиметра. Сопротивлений R13 можно сделать несколько и переключать их в зависимости от числа цилиндров двигателя. При правильной настройке преобразователя частота - напряжение показания мультиметра в вольтах будут соответствовать тысячам оборотов в минуту (1000 об/мин = 1.00V)