Многие карбюраторные автомобили ВАЗ страдают, так называемым, калийным (или дизельным) зажиганием. Выражается это в том, что после выключения зажигания хорошо прогретый двигатель может еще работать некоторое время, очень неустойчиво, лихорадочно. Часто, при этом коленвал вращается в обратную сторону. Кроме эстетических неприятностей, дизельное зажигание приносит и существенный вред двигателю.
Из-за неправильного процесса сгорания смеси может с детонировать топливо во впускном коллекторе, закоптив карбюратор, могут свечи покрыться толстым нагаром, не пробиваемым электрическим разрядом, могут подгореть клапаны и даже поломаться поршневые кольца.
Данный недостаток жигулевских двигателей, видимо, был известен конструкторам с самого начала. Уже на первых
карбюраторах ВАЗ-2101 типа «Вебер» был установлен электромагнитный клапан, который, по замыслу конструкторов должен перекрыть подачу топлива в систему холостого хода. Но даже после закрывания клапана в каналах карбюратора еще остается достаточно топлива, чтобы двигатель лихорадило несколько секунд.
На станциях техобслуживания с дизельным зажиганием (называя его почему-то «детонацией». хотя детонация здесь скорее следствие, а не причина) борятся установкой более точного, но не всегда оптимального момента зажигания, чисткой свечей и сетованием на плохое качество бензина. Однако, интересно то, что инжекторные двигатели такой болезнью не страдают.
Инжекторный двигатель, в отличие от карбюраторного, всецело подчинен процессору, который, получив команду от замка зажигания на выключение двигателя, останавливает его не выключением зажигания, а прекращением подачи топлива через форсунки. И уже после этого выключает зажигание.
Именно так и должен выключаться бензиновый двигатель, - сначала прекращаем подачу топлива, а затем, когда топлива в системе нет, выключаем зажигание. Но в карбюраторном двигателе все наоборот, - сначала выключается зажигание, а топливо уже потом как-нибудь выгорает, воспламеняясь от соприкосновения с горячими контактами свечей и других частей камеры сгорания.
Решение проблемы просто и очевидно - нужно ввести задержку выключения зажигания, так чтобы зажигание выключалось через несколько секунд после прекращения подачи питания на электромагнитный клапан.
Ввести задержку выключения зажигания (см. рисунок) можно используя реле зажигания, которое есть на большинстве Жигулей. Необходимо питание на клапан (или на систему ЭПХХ) подать до реле зажигания. непосредственно от замка зажигания. Параллельно обмотке реле включить конденсатор большой емкости, и подавать напряжение на обмотку реле через диод.
Теперь, после поворота ключа зажигания в положение выключено, сначала закроется электроклапан, и прекратит подачу топлива в систему холостого хода. Затем, спустя несколько секунд, необходимых на разрядку конденсатора через обмотку реле, выключится зажигание. Таким образом, двигатель будет остановлен очень чисто и корректно, - прекращением подачи топлива.
При этом выгорание остатков топлива в системе холостого хода произойдет «по всем правилам», в процессе нормальной работы двигателя. А зажигание выключится уже после того, как топлива в системе холостого хода не будет или его концентрация будет недостаточна для возникновения детонации.
Бесконтактная система зажиганияВ автомобилях ВАЗ, оснащенных заводской бесконтактной системой зажигания, решение будет еще проще, - нужно отключить питание системы зажигания от замка зажигания и подключить непосредственно к плюсу аккумулятора (при этом схема ЭПХХ должна, как и прежде, питаться через замок зажигания).
Исправный электронный коммутатор бесконтактного зажигания выключается сам, если перестает вращаться коленвал двигателя (его выходной ключ закрывается когда нет импульсов от датчика Холла).