Одним из важнейших условий исправной работы автомобильного бензинового двигателя является правильная установка угла опережения зажигания. В двигателях автомобилей ВАЗ установка угла опережения зажигания производится по четырем меткам, - одной на шкиве коленвала, и трем на корпусе блока. Обычно, для регулировки зажигания пользуются довольно громоздким прибором, - стробоскопом.
По питанию стробоскоп подключают к аккумулятору автомобиля, а третий провод, - к свечному проводу первого цилиндра. При работающем двигателе лампа стробоскопа вспыхивает каждый раз, как только импульс высокого напряжения поступает на свечу первого цилиндра. Свет лампы направляют на метки.
В результате синхронного вспыхивания лампы мы видим четыре метки, три на блоке и одну на шкиве, которая нам кажется неподвижной. По взаимному расположению этих меток определяют правильность установки зажигания (метка на шкиве должна быть напротив средней метки на блоке, если это не так, нужно поправить поворотом корпуса трамблера).
Стандартный стробоскоп довольно громоздкий, тяжелый и хрупкий прибор, в основном, благодаря имеющейся в нем газоразрядной лампе и импульсному трансформатору. Но, используя современную элементную базу, можно сделать стробоскоп немногим больше шариковой ручки.
На рисунке 1 показана схема стробоскопа, в котором вместо газоразрядной лампы работает светодиодная автомобильная лампочка на 12V (сейчас такие светодиоды-лампы стало модно устанавливать в подфарники вместо ламп накаливания).
Подключается прибор к системам автомобиля тремя проводами с зажимами Крокодил. Два - к аккумулятору, а третий к проводу 1-го цилиндра. Третий Крокодил (подключаемый к свечному проводу) немного переделан, - его зубы загнуты внутрь, чтобы не портить свечной провод, и он скорее напоминает металлическую прищепку.
Как только импульс высокого напряжения поступает на свечу 1-го цилиндра, через емкость между жилой свечного провода и корпусом Крокодила-прищепки всплеск напряжения поступает на вывод 2 элемента D1.1 (стабилитрон VD1 защищает вход элемента от перенапряжения). Одновибратор на элементах D1.1-D1.2 формирует импульс, длительность которого около 1 mS.
Этот импульс через буферный каскад на элементах D1.3 и D1.4 поступает на базу транзистора VT1, входящего в состав импульсного ключа VT1-VT2. Ключ открывается и вспыхивает светодиодная лампочка HL2.
Теперь о деталях схемы. С1, R1 и R2 распаяны непосредственно в ручке Крокодила, подключаемого на свечной провод.
Соединительный кабель, - мягкий экранированный, длиной не более 50 см. Для подключению к аккумулятору, - обычные провода, как для переноски, любой длины (в разумных пределах). Диод VD2 служит дня защиты схемы от случайной переплюсовки питания. Светодиод HL1 - индикатор правильного подключения к аккумулятору.
Основой для прибора послужил цилиндрический китайский карманный фонарик. Все его внутренности (выключатель лампочка, батарейки) удалены, оставлен пустой корпус и конический отражатель. Основание отражателя немного расширено так, чтобы в него можно было установить светодиодную автомобильную лампочку.
Рис.2В корпусе размещена печатная плата (рис. 2) на которой смонтировано большинство деталей. В корпусе просверлены отверстия под соединительные провода и светодиод HL1.
Подстроечный резистор R4 служит для установки длительности вспышки HL2 такой, при которой метка на вращающемся шкиве работающего двигателя видна неподвижной и не размазанной, но видимость, при этом остается достаточной.
Если прибор не реагирует на импульсы в свечном проводе, к которому подключен Крокодил-прищепка, или реагировать начинает только при сильном сжатии Крокодила, нужно увеличить сопротивление R2.
Вместо светодиодной лампочки можно использовать обычный сверхяркий светодиод, включив его через резистор сопротивлением около 10 Оm. Но пользоваться стробоскопом будет не так удобно, потому что из-за меньшей яркости света нужно будет его располагать ближе к меткам на двигателе.