Высокая стоимость моторного топлива, способствует воровству бензина из баков, стоящих ночью во дворе автомобилей. К сожалению, большинство автомобильных сигнализаций, как покупных, так и самодельных, не имеют специальных средств, охраняющих бензобак. Причиной разработки данного датчика послужили вышеизложенные обстоятельства, но как выяснилось позже, датчик получился универсальным, срабатывающим не только на попытку опустошения бензобака, но и на любые удары, наклоны и качания кузова автомобиля.
Идея заключается в том, чтобы использовать в качестве рабочего элемента датчика поплавок штатного датчика уровня топлива, имеющийся на любом автомобиле.
Как работает устройствоДатчик обычно состоит (рисунок 1) из поплавка, механически соединенного с переменным резистором и магнитоэлектрического измерителя тока через этот резистор.
Поплавок плавает в бензине и любые, даже малозаметные изменения уровня бензина, или возникающие в нем волны (например, из-за опускания в бак шланга), приводят к движению поплавка и, пусть даже незначительному, изменению сопротивления связанного с ним переменного резистора.
На показаниях стрелочного индикатора, установленного на приборной панели автомобиля это никак не отражается, так как он снабжен специальным успокоителем стрелки, но ток через него изменяется. Именно, по изменению этого тока и можно следить за бензобаком.
Схема датчика, работающего по такому принципу, показана на рисунке 2. Это компаратор, входное напряжение у которого подается на оба входа, но на один из входов задержанно.
Задержка позволяет компаратору устанавливаться в исходное состояние автоматически настраиваясь на имеющийся уровень бензина (и его естественное испарение). При этом, быстрые, пусть даже незначительные, изменения уровня топлива или его колебания (волнения) приводят к переключению компаратора, по входу, на который входное напряжение поступает без задержки.
Датчик, состоящий из сопротивлений индикатора РИ и переменного резистора RH фактически образует делитель напряжения бортовой сети автомобиля, выходное напряжение которого зависит от количества бензина в баке. Это напряжение через делитель из резисторов R1-R5 поступает на входы компаратора А1.
Причем, благодаря резистору R2, сопротивление которого значительно меньше сопротивлений R1 и R3, напряжение на выводе 3 А1 оказывается немного больше напряжения на выводе 2. Но это только в спокойном состоянии поплавка.
При относительно быстром уменьшении уровня бензина или каком-то волнении в баке, напряжение в точке соединения РИ и RИ меняется, пусть даже незначительно, но достаточно быстро, чтобы конденсатор С1 не успевал разряжаться через R5 и другие резисторы.
Поэтому, напряжение на выводе 3 А1 уменьшается быстрее чем на выводе 2 А1 и в какие-то моменты оказывается ниже напряжения на выводе 2 А1. А это ведет к изменению состояния компаратора. На выходе компаратора появляется импульс или несколько импульсов, первый же из которых может включить сигнализацию.
НастройкаЧувствительность датчика устанавливается сопротивлением резистора R3 (чем оно меньше, тем выше чувствительность). Датчик реагирует и на колебания жидкости в баке, вызванные качанием кузова, ударами.