Среди многих автолюбителей, которые относятся к своему автомобилю не только как к транспортному средству, пользуются спросом различные добавочные фонари стоп-сигнала, от простых добавочных ламп, устанавливаемых за задним стеклом, до устройств, воспроизводящих световые эффекты. Предлагаемый вариант дополнительного стоп-сигнала, при нажатии на педаль тормоза синтезирует светящуюся линию, которая сначала появляется небольшой длины (в две лампочки), а затем, пока педаль тормоза удерживается нажатой, эта линия постепенно удлиняется до длины в 20 лампочек.
После опускания педали тормоза светящаяся линия сразу же гаснет.
Большинство аналогичных устройств, описанных в литературе, и существующих в продаже имеют выходные каскады, построенные на биполярных транзисторах по схеме электронных ключей.
В результате, такие каскады не могут коммутировать лампы относительно большой мощности без применения теплоотводных радиаторов, и часто выходят из строя от начального броска тока, который происходит при включении холодной лампы накаливания.
В данном устройстве выходные каскады построены на популярных тиристорах КУ202, которые способны коммутировать достаточно большие токи и мощности практически не нагреваясь. К тому же, используя триггерный эффект тиристоров легко организовать эффект удлиняющейся линии, — нужно только поочередно открыть эти тиристоры.
Принципиальная схема устройства показана на рисунке. В катодных цепях тиристоров включены по две автомобильные лампочки типа 2F2 на 12 V / 21W. Они расположены в линию. Нумерация ламп в порядке от одного конца линии до другого.
Лампы включены в катодные цепи тиристоров, по тому, что у КУ202 на корпус выводится анод а такая схема позволяет все тиристоры привинтить на одну общую металлическую панель, на которую подавать + питания.
Лампы подключены так, чтобы, при последовательном включении тиристоров от VS1 до VS10, сначала зажигались две средние лампы, а потом, последовательно зажигались лампы, расположенные от них в обе стороны.
При нажатии на тормоз происходит подача питания на штатные пампы стоп-сигнала, поскольку это устройство по питанию подключено параллельно им, то в этот момент питание подается и на него. Цепь C1R1 формирует короткий положительный импульс, который предустанавливает счетчик-дешифратор D1 в нулевое состояние.
Сразу включаются лампы Н10 и Н11. На вход С счетчика поступают импульсы от мультивибратора на D2 и состояние D1 последовательно меняется от 0 до 9, и последовательно открываются все тиристоры. Теперь, когда все тиристоры открылись, состояние счетчика не будет влиять на свечение ламп, и он может продолжать себе работать по кругу.
При отпускании тормоза происходит отключение напряжения от штатных ламп стоп-сигнала и, следовательно, происходит отключение питания данного устройства. Все лампы гаснут сразу, и при повторном включении описанный выше процесс повториться.
Конструкция зависит от личной фантазии и возможностей. Можно сделать длинный пластмассовый корпус с панелью из цветного (красного) оргстекла, например из имеющейся в продаже красной накладки по номерной знак для ВАЗ-2108-099, за которой расположить лампы. Можно сделать корпус с отверстиями, из которых выступают лампы окрашенные в красный свет.
Внутри корпуса можно установить бутербродом две металлические панели, изолированные друг от друга, в одной просверлить отверстия в которые туго вставить цоколи ламп, а в другой просверлить отверстия под болты корпусов тиристоров.
Схему на микросхемах выполнить на печатной или макетной плате. В авторском варианте в качестве печатной платы используется отрезок платы от неисправного электронного узла, в котором есть посадочные места под две микросхемы. Большинство печатных дорожек с этого отрезка удалены или перерезаны, а монтаж выполнен полуобъемным способом.
Использованы тиристоры КУ202Н, но годятся любые КУ202.
Стабилитрон VD1 предохраняет микросхемы от выбросов напряжения борт-сети автомобиля, С3 подавляет помехи. Настройка заключается в установке скорости разбегания светящейся линии подбором номинала резистора R13.