Простое охранное устройство можно собрать вообще не используя активных элементов. Ниже описаны три простых охранных устройства на электромагнитных реле.Первое устройство (рисунок 1) пригодно для охраны склада, гаража или другого помещения. Н1 - это готовая автомобильная сирена или автомобильный клаксон. Датчик — S1, его контакты замыкаются при открывании входной двери, это может быть мощный геркон или концевой выключатель, или две замыкающиеся металлические пластины, закрепленные на двери и дверной коробке.
S2 - секретный выключатель, маленькое незаметное отверстие на двери или дверной коробке, за которым расположены нормально замкнутые контакты. При всовывании в это отверстие обычной спички контакты размыкаются.
После того как дверь закрыта и заперта, нужно вынуть спичку из S2. Теперь, при открывании двери замкнется S1, реле Р1 самоблокируется и поступит напряжение на Н1. Если предварительно в S2 вставить спичку, то при открывании двери сигнализация не сработает.
Реле Р1 — автомобильное типа 3747-10, Н1 - автомобильная сирена или клаксон, питание — источник постоянного тока напряжением 12В, можно использовать авто или мото аккумулятор, или зарядное устройство, лабораторный источник, выдающий ток, достаточный для работы Н1.
Устройство, показанное на рисунке 2 предназначено для противоугонной блокировки автомобиля с бесконтактной системой зажигания. Секрет состоит в том, что включить зажигание можно только в том случае, если выполнить какое-то необязательное действие, например сначала включить габариты или фары, нажать на тормоз, выполнить любое действие, при котором подается напряжение на один из штатных потребителей, соединенных с массой, например на лампы фонарей.
В этом случае через диод VD1 напряжение поступит на реле, и оно замкнет свои контакты. При включении зажигания ток через них поступит на реле системы зажигания, и в то же время произойдет самоблокировка реле Р1. Теперь можно выключить секретный потребитель. При выключении зажигания блокировка включается автоматически.
Рис.3Если VD1 подключить к цепи фар дальнего света, то после того как вы повернете ключ зажигания в положение включено, нужно, как-бы случайно, дернуть рычажок переключения фар, как если бы вы хотели подать кому-то сигнал дальним светом. Р1 включится и система зажигания разблокируется.
Могут быть и другие варианты, например, секретная кнопка, которую нужно нажимать в момент включения зажигания.
Такую систему можно использовать и для автомобилей с контактной системой зажигания. Реле Р1 такое же как в схеме на рисунке 1.
На рисунке 3 показана аналогичная схема, но только для жигулей с контактной системой зажигания. Здесь используются дверные датчики внутрисалонного освещения.
Прежде чем включить зажигание, нужно немного приоткрыть водительскую дверь, чтобы свет в салоне включился. Если пытаться пустить двигатель не сделав этого, контакты реле Р1 будут препятствовать возникновению искры. Реле Р1 — пятиконтактное, типа 112.3747-10Е.