Сигнализация предназначена для охраны легкового автомобиля отечественного производства. Работает на автомобильную сирену заводского изготовления. Применение цифрового способа формирования выдержек полностью исключает зацикливание сигнализации и исключает нарушение работы из-за резкого изменения окружающей температуры.
Принцип работыВключение производится кнопочным выключателем или тумблером, установленным в салоне скрытно. После включения следует выдержка в 30 секунд, в течении которой сигнализация не реагирует на состояние датчиков.
Это время дается на выход из салона, опорожнение багажника, закрывание дверей, и т.п. Затем, через 30 секунд после включения, сигнализация переходит в охранный режим. При срабатывании любого датчика сначала включаются фары и следует выдержка в две секунды, в течении которой водитель должен открыть дверь и успеть отключить сигнализацию.
Если сигнализация в течении этой выдержки не будет выключена, произойдет следующее: через две секунды после срабатывания датчика (после включения фар) погаснут фары и включится сирена, заблокируется система зажигания и выключатель питания сигнализации. Все это будет продолжаться в течении 25-30 секунд.
Затем наступит пауза в 4 секунды, и схема вернется в режим охраны. Если снова произойдет воздействие на датчик весь процесс повторится. Таким образом, пока звучит сирена сигнализацию выключить обычным способом невозможно, невозможно и включить зажигание.
Используются два типа датчика — датчик качения на основе микроамперметра, переделанного в маятник, и контактные датчики, в качестве которых используются дверные выключатели освещения жигулей. Блокировка зажигания производится путем отключения питания коммутатора зажигания или катушки (если зажигание контактное).
Есть переменный резистор, при помощи которого можно регулировать чувствительность инерционного датчика.
Наличие 4-секундной выдержки после окончания звучания сирены перед переходом в охранный режим полностью исключает возможность зацикливания от возникновения акустической обратной связи между сиреной и датчиком качения. Так что, датчик качения не нуждается в демпфировании и звукоизоляции, и может располагаться в непосредственной близости от сирены.
Принципиальная схема показана на рисунке 1. Датчик качения - Y1, — переделанный микроамперметр от миниатюрного стрелочного тестера китайского производства. Переделка микроамперметра в датчик качения неоднократно описывалась, её сущность сводится к тому, что стрелка утяжеляется прикреплением к ней латунной или алюминиевой шайбы, так чтобы получился маятник.
Рабочее положение датчика, — так чтобы полученный маятник свободно качался поперек машины. При механическом воздействии на машину маятник-микроамперметр качается и в его обмотке наводится ЭДС, которая усиливается и преобразуется в импульсы произвольной формы операционным усилителем А1.
Коэффициент усиления А1 (чувствительность датчика) устанавливается переменным резистором R8. Контактный датчик подключается к клемме 1, он замыкает катод диода VD4 на минус. VD2 служит для ограничения напряжения на входе элемента D1.4.
Таким образом, при срабатывании любого датчика, на входе 13 D1.4 формируется нулевой перепад напряжения, который воспринимается элементом как отрицательный логический импульс.
В момент включения питания начинается зарядка С2 через R2. На это уходит примерно 30 секунд, и в течении этого времени счетчик D2 принудительно удерживается в нулевом состоянии и схема не реагирует на датчики. После зарядки С2 счетчик остается в нулевом положении до срабатывания датчика.
При срабатывании датчика на выводе 1 D2 будет положительный импульс. Вывод 1 (S) это вывод предустановки и счетчик D2 установится этим импульсом в состояние "8", которое задано на его входах предустановки (выводы 3, 13, 12, 4). На его выходе "8" (вывод 2) появится логическая единица, что приведет к блокировке элемента D1.4 (уровень на выходе элемента не будет меняться при срабатывании датчиков) и запуску мультивибратора на D1.1 и D1.2.
Состояние кода на входах управления D3 будет "000". Откроется канал между 13-м и 3-м выводами мультиплексора D3. Откроется ключ на VT1 и VT3 и включится дальний свет фар автомобиля. Поскольку частота импульсов на выходе мультивибратора около 0,3 Гц, то через 2 секунды на входах мультиплексора установится код "001", связь между выводами 3 и 13 D3 выключится и включится между выводами 14 и 3.
Фары погаснут и включится сирена, на которую питание подает реле Р1. Одновременно включится блокировка зажигания и выключателя сигнализации (рис.2). Это будет продолжаться между состояниями "001" и "110" на входах управления мультиплексора. А время звучание сирены будет около 30 секунд.
Затем будет пауза, в течении которой элемент D1.4 остается закрытым, но сирена уже не звучит (пауза исключает зацикливание), и только когда счетчик D2 вернется в состояние "0000" элемент D1.4 откроется снова и схема будет готова отреагировать на следующее срабатывание датчика.
Если, например, дверь оставлена открытой, то сирена будет периодически включаться до тех пор пока не будет закрыта дверь.
Рис.2Схема подключения сигнализации к цепям автомобиля показана на рисунке 2. "Д.В." - это дверные выключатели, которые штатно установлены в дверных проемах большинства отечественных автомобилей.
При открывании двери они замыкают цепь ламп освещения салона на корпус. S1 - это выключатель (тумблер), при помощи которого сигнализацию включают и выключают, его нужно установить в неприметном, но легко доступном месте салона, или замаскировать. Реле Р2 - реле автомобильное типа 3747.10 с пятью выводами (с переключающими контактами).
Его размыкающие контакты включаются в разрыв низковольтной цепи зажигания. Если на машине контактная система, контакты этого реле включаются в разрыв провода идущего к катушке зажигания от бортовой сети. При бесконтактной системе эти контакты нужно включить в разрыв провода идущего к 4-му контакту жигулевского коммутатора.
Реле Р3, из-за отсутствия других, автор использовал такое же как Р2 но с четырьмя контактами. Это реле служит только для блокировки выключателя сигнализации, и можно использовать практически любое реле с обмоткой на 12 В, включая РЭС-55, РЭС-10, РЭС-15, КУЦ-1 и т.п. Сирена "Pantera-SLK" с шестью, последовательно воспроизводимыми звуковыми эффектами, но можно использовать любую другую автомобильную сирену из числа имеющихся в широкой продаже.