Фары, практически всех, автомобилей включаются в два этапа. Сначала нужно включить освещение (габаритные огни), а затем лампы главного света. Причем, при выключении зажигания лампы главного света гаснут, но остаются включенными габаритные огни, и их нужно выключать нажав кнопку. Автору довелось испытать на собственном опыте, что произойдет если забыть нажать эту кнопку. Оставленную вечером машину с включенными габаритами, утром уже завести без помощи тягача невозможно.
Дело в том, что стандартный аккумулятор 6СТ-55 уже после 6-8 часов разрядки через цепи габаритов будет не в состоянии провернуть стартер.
Первое что пришло в голову, — это подключить габаритные цепи после замка зажигания. Но от этой идеи пришлось отказаться, так как это не безопасно, — габариты ночью должны гореть не только при движении, но и во время коротких остановок. Поэтому, оптимальным оказался вариант с несложным таймером, который, если габариты не выключить сразу, выключит их автоматически через час-полтора после выключения зажигания.
В основе устройства лежит цифровой одновибратор на многоразрядном двоичном счетчике КА561ИЕ16 (D1) и мультивибраторе на элементах D2.1 и D2.2. Мультивибратор вырабатывает импульсы частотой около 2-3 Гц. Эти импульсы поступают на счетный вход счетчика D1.
Включение габаритов теперь производится выключателем S1, а контакты реле Р1 подключаются вместо штатного выключателя габаритных огней (или в разрыв цепи габаритных огней). В момент включения S1, в любом случае, производится установка счетчика D1 в нулевое состояние зарядным током С1. На выходе D1 устанавливается ноль, и ключ на VT2 открывается, контакты реле Р1 замыкают цепь габаритов.
Далее схеме работает в зависимости от того включено зажигание или нет. Если зажигание включено транзистор VT1 открыт и с его эмиттера на вход R D1 поступает единица. Счетчик принудительно удерживается в нулевом положении и габариты будут включенным неограниченное время. Если зажигание выключить, транзистор VT1 закроется, и на вход R D1 поступит нуль.
Счетчик D1 станет считать импульсы, поступающие на его вход от мультивибратора на D2.1 и D2.2. До тех пор пока D1 считает до 8192-х на его выходе будет нуль, и габариты будут оставаться включенными. Как только на вход С счетчика D1 поступит 8192-й импульс, на выходе счетчика появится единица. Это приведет к остановке мультивибратора на D2.1 и D2.2 и выключению реле Р1. В результате габариты погаснут, и их можно будет включить только если включить зажигание или выключить и снова включить S1.
Если учесть что частота импульсов генерируемых мультивибратором 2-3 Гц, то после выключения зажигания габаритные огни могут гореть не более 1-1,5 часов. Затем, автоматически выключаются.
При движении автомобиля в его низковольтной цепи могут иметь место значительные выбросы напряжений. Чтобы защитить от них микросхемы КМОП в цепи питания введен стабилизатор А1, ограничивающий питающее напряжение, и диоды VD1 и VD3, защищающие микросхемы от отрицательных выбросов напряжения.
Микросхему КА561ИЕ16 можно заменить на К561ИЕ16, К1561ИЕ16, К564ИЕ16 или импортные аналоги. Микросхему К561ЛЕ5 на К1561ЛЕ5, K564J1E5, импортные аналоги. Транзистор КТ503 заменим на КТ604. Можно использовать и КТ315 (КТ3102), но надежность будет ниже. Транзистор КТ972 можно заменить двумя транзисторами КТ503 и КТ815, включенными по составной схеме.
Реле Р1 -дополнительное реле включения стартера от автомобилей серии ВАЗ-2108-099 (не путать с тяговым реле стартера). В качестве корпуса для электронной части используется корпус от неисправного блока ЭПХХ. Реле Р1 прикручено к нему снаружи при помощи собственного крепежного кронштейна. Монтаж деталей в корпусе ЭПХХ — частично объемный, частично печатный (с использованием демонтированной платы ЭПХХ).
Катушка L1 намотана на ферритовом кольце диаметром 20-23 мм. Она содержит 300 витков провода ПЭВ 0,16.
Выводы микросхемы КР142ЕН8 обозначены нестандартно. Дело в том, что усвоить стандартную цоколевку с 8-м, 2-м и 17-м выводами, при наличии всего трех выводов, довольно сложно.
Поэтому, автор использует свой метод определения выводов микросхемы, состоящий в том, что нужно представить себе, что "КРЕН8" (или "КРЕН5") это транзистор типа КТ818, КТ819, тогда, эмиттер - это вход, коллектор - общий минус, а база - выход. Диоды КД209 можно заменить на КД208.
Собранное и проверенное устройство устанавливается в полости приборной панели за кнопками включения освещения. Конечно возможна установка и в другом удобном месте.
Время, в течении которого габариты должны гореть после выключения зажигания, можно установить по вкусу подбором R3 и С3.