Многие современные газовые плиты оснащены электроподжигом, но чаще всего он не долговечен. Причины бывают разные. Во-первых, по всей видимости, напряжение пробоя не достаточное потому, что промежуток в 1 мм между электродом и горелкой не всегда пробивается. И искра какая-то слабая. Во-вторых сам электрод, находясь постоянно к пламени горелки деформируется, его керамический изолятор трескается и, в конечном итоге, происходит утечка высокого напряжения по этим трещинам на корпус плиты.
Установка крючкообразных электродов от плиты "Indesit" частично решила проблему, — изолятор у них более тормостоек, а форма более соответствует назначению. Изоляторы перестали растрескиваться от пламени горелки. Но проблему слишком низкого пробивного напряжения это, естественно, не решило.
Чтобы увеличить напряжение был разработан новый источник высокого напряжения, схема которого показана на рисунке. Использование в качестве высоковольтного трансформатора стандартной катушки зажигания от автомобиля позволило получить очень высокое выходное напряжение (около 20 KB) способное уверенно пробивать промежуток 10-15 мм, и при этом избежать трудоемкой намотки высоковольтного трансформатора.
Прерывистое питание этого трансформатора обеспечило искру, повторяющуюся с частотой около 5 Гц (периодическое искрение длится столько времени, сколько кнопку поджига удерживают в нажатом положении).
Включение поджига — нажатием кнопки S1. При этом, на схему подается напряжение от электросети. Выходное сопротивление сети повышается реактивным сопротивлением С1. Далее следует выпрямитель на диодах VD1 и VD2. Положительные полуволны сетевого напряжения постепенно заряжают конденсатор С2, и через несколько периодов, постоянное напряжение на нем достигает величины больше 100 В.
В этот момент открывается стабилитрон VD3 (напряжение стабилизации КС600 — 100 В) и ток через него приводит к открыванию тиристора VS1. Сопротивление VS1 резко падает и конденсатор С2 быстро разряжается через первичную обмотку катушки зажигания Т1. Ток этого импульса достигает 1-3 А, а напряжение в импульсе более 100 В.
В результате во вторичной обмотке Т1 возникает высоковольтный импульс, напряжением более 20 КВ. Затем напряжение на С2 падает ниже порога удержания тиристора VS1 и он закрывается, а конденсатор С2 снова начинает заряжаться через VD2-C1, и далее процесс повторяется. Частота повторения зависит от катушки зажигания, емкости С1 и С2, и лежит в пределах 3-10 Гц.
Сверкать искра будет все время пока кнопка S1 удерживается в нажатом положении. Катушка зажигания годится от любого легкового автомобиля как с контактной, так и с бесконтактной системой зажигания. Необходимо подобрать номинал конденсатора С2 таким образом, чтобы частота искрения была около 3-10 Гц. Если при любой емкости С2 будет только однократная вспышка при нажатии на S1, то нужно уменьшить емкость С1.
Конденсатор С1 должен быть на напряжение не ниже 300 В, конденсатор С2 - не ниже 160 В. Стабилитрон КС600 можно заменить на Д817В или Д817Г.