Устройство предназначено для поддержания, в заряженном состоянии аккумуляторной батареи 6СТ-9 (номинальное напряжение 12V), которая используется для питания автомобильной СВ-радиостанции за пределами автомобиля. Батарея 6СТ-9 — кислотная, мотоциклетная, емкостью 9 А/час, отличается от автомобильной тем, что значительно меньше и легче.
Опытные автомобилисты знают, что если аккумулятором длительное время не пользоваться он может прийти в негодность.
Поскольку, в конкретном случае, автомобильная СВ-радиостанция в основном работает как стационарная, а в летнее время и для работы с лодки, то система питания построена таким образом: основной источник питания рации это 6СТ-9, во время стационарной работы к этой батареи подключается зарядное устройство, которое включается автоматически при помощи автомата, описанного в этой статье. Таким образом, батарея работает круглый год на режиме "заряд-разряд", то есть в нормальном режиме, на который она рассчитана.
Пока напряжение на аккумуляторной батареи G1 более 11 V напряжение на точке соединения R5 и R6 лежит в пределах логической единицы и на выходе триггера Шмитта D1.1-D1.2 будет единица. Единица инвертируется элементом D1.3 и на вход транзисторного ключа на VT1 и VT2 поступает ноль. Транзисторы закрыты, реле Р1 обесточено и его контакты разомкнуты. Зарядное устройство отключено от электросети.
Как только напряжение на батареи станет 11V и ниже, напряжение в точке соединения R5 и R6 станет ниже порогового и будет восприниматься микросхемой как логический ноль. На выходе элемента D1.2 установится так же ноль, и, под действием R1, напряжение на входе D1.1 станет еще ниже.
На выходе элемента D1.3 будет логическая единица. Это приведет к открыванию транзисторного ключа на VT1 и VT2, далее сработает реле, и его контакты включат зарядное устройство. Аккумулятор начнет заряжаться, и напряжение на нем станет постепенно расти.
Теперь триггер Шмитта находится в устойчивом нулевом состоянии, и он переключится в единичное только тогда, когда напряжение на G1 будет более 13,5 V. В этот момент зарядное зарядное устройство выключится, и будет снова включено только после того, как напряжение на G1 упадет до 11 V и ниже.
Такой режим удобен еще и тем, что позволяет для питания рации, потребляющей ток во время передачи до 10А, использовать сетевой источник (в качестве зарядного устройства), выдающий ток 1-1.5А, и напряжение 15V, при условии, что суммарное время передачи за 12 часов не более 1 часа.
Микросхема D1 питается от подконтрольной батареи, чтобы её изменение напряжения не оказывапо влияние на триггер Шмитта, питание на D1 поступает через параметрический стабилизатор на VD1 и R4. Диод VD2 (Д243) служит препятствием для разрядки батареи через цепи выключенного зарядного устройства.
Микросхему K561ЛA7 можно заменить на любую микросхему К561, К1561 или К176, содержащую не менее 3-х инверторов (К561ЛЕ5, К561ЛН2, К561ЛА9 и т.п.). Стабилитрон VD1 — любой маломощный стабилитрон на напряжение 7... 10 V. Каскад на транзисторах VT1 и VT2 можно заменить одним составным транзистором КТ972.
Реле Р1 — стандартное реле от монтажного блока автомобиля ВАЗ-08-099 (тип 3747.10 или аналогичное). Можно использовать и другое реле с обмоткой на 8-12V и достаточно мощными контактами. Диод Д243 можно заменить на любой другой диод с максимальным прямым током не ниже 3 А.
В качестве зарядного устройства можно использовать зарядное устройство для зарядки автомобильных аккумуляторов, переключенное на ток до 1 -1,5 А, или любой сетевой нестаби-лизированный источник питания, выдающий напряжение +14..16V при токе не ниже 1 А.
Настройка. Нужно отключить зарядное устройство и аккумулятор, вместо аккумулятора подключить лабораторный источник питания с регулируемым выходным напряжением. Поочередно подстраивая R6 и R2, и изменяя напряжение источника от 11 до 16 V, нужно добиться, чтобы реле Р1 включалось при уменьшении напряжения от 14 V до 11 V, а выключалось, при последующем увеличении напряжения до 13,5 V.
Это устройство можно использовать для автоматической зарядки более мощной автомобильной батареи, применив другой VD2, на соответствующий ток зарядки.