Многим известно, что в автомобиле ВАЗ-2105-06 есть недостаток цепи включения фар дальнего и ближнего света, стеклоочистителей, вентилятора печки и обогрева заднего стекла подключаются минуя замок зажигания. Поэтому, если эти цепи были включены, то и после выключения зажигания они остаются включенными. Каждый из этих потребителей нужно выключать своей кнопкой. Но так можно забыть что-то выключить, и через некоторое время стоянки с включенным дальним светом или печкой, обогревом стекла, аккумулятор может полностью разрядиться.
К примеру, на автомобилях ВАЗ-2108-2110 при выключении зажигания эти цепи автоматически выключаются, но на классике, в частности на ижевской «четверке», такое автоматическое отключение не предусмотрено.
Чтобы не остаться утром с разряженным аккумулятором можно установить несложный сигнализатор, который будет предупреждать вас о включенных потребителях каждый раз, когда вы будете выключить зажигание автомобиля
Принципиальная схема сигнализатора показана на рисунке. В её основе внутренности от неисправного китайского кварцевого будильника, а именно, печатная плата с пищалкой. Источник питания платы должен быть напряжением не более 1,8V, поэтому, плата питается через своеобразный параметрический стабилизатор, состоящий из светодиода АЛ307 (напряжение падения 1,7V) и резистора R1. Во время звучания ток потребления достаточно высок (30-50 mА), поэтому, здесь используется гасящий резистор R1 относительно малого сопротивления.
Сигнализатор включен, по плюсу, через диоды VD1-VD5 к положительным цепям питания потребителей энергии, которые нужно контролировать, а по минусу к датчику давления масла в системе смазки двигателя.
Когда двигатель работает, в его системе смазки давление высоко, и контакты датчика давления разомкнуты. Даже при включенных потребителях, в этом случае, питание на схему сигнализатора не поступает
Когда двигатель выключен, давление масла в нем мало и контакты датчика давления масла замкнуты. Через них, и через диод VD6, отрицательный вывод питания сигнализатора соединяется с минусом аккумулятора (с «массой»). Если, при этом, будет включен один из потребителей (или несколько) то через один из диодов VD1-VD5 на сигнализатор поступит положительное напряжение. Загорится светодиод HL1 и зазвучит сигнализатор.
После выключения всех потребителей звучание сигнализатора прекратится. Сигнализатор будет хорошо работать только на исправном двигателе, то есть, на двигателе с хорошим давлением масла.
В схеме можно применить любой светодиод. номинальное падение напряжения на котором находится в пределах 1.5... 1,9V. Сверхяркие или другие светодиоды с более высоким напряжением падения использовать нельзя.
Светодиод служит источником питания схемы сигнализатора, поэтому, его совсем не обязательно устанавливать на приборной панели автомобиля, как индикатор.
Подробная схема сборки
стабилизатор тока для светодиодов