Автосторож предназначен для охраны недорогого отечественного автомобиля. Несмотря на простоту схемы он обеспечивает все необходимые действия по охране автомобиля, - реагирует на контактные датчики в дверных проемах, багажнике и капоте, а так же, на включение зажигания. Функции устройства оповещения возложены на штатный автомобильный клаксон (выход автосторожа подключен к реле звукового сигнала).
При срабатывании клаксон издает прерывистые звуковые сигналы. Одновременно включается блокировка системы зажигания, не дающая пустить двигатель. Продолжительность звучания сигнала и блокировки зажигания зависит от продолжительности нахождения датчика в активном состоянии, но не менее 20 секунд. То есть, если, например, дверь быстро открыли и закрыли, сигнал будет звучать примерно 20 секунд, а если дверь держали открытой два часа, то и сигнал будет звучать два часа.
Включают и выключают автосторож микровыключателем, расположенным в салоне. После включения питания сторож в течение 5 секунд не реагирует на датчики. Перед тем как открыть дверь салона водитель должен поднести брелок-магнит к месту остекления машины, за которым расположен датчик - геркон. После этого у водителя будет 5 секунд на то чтобы открыть дверь и выключить сигнализацию при помощи микровыключателя.
При включении питания начинается зарядка конденсатора С2 через R1 и первые 5 секунд на нем напряжение, которое воспринимает микросхема D1 как логический ноль. Поэтому элементы D1.1 и D1.3 это время удерживаются в состоянии логической единицы на выходе независимо от состояния датчиков. После заряда С1 блокировка схемы прекращается и она переходит в режим охраны.
При замыкании датчиков ST1 или подаче напряжения от замка зажигания на базовую цепь VT1 на один из входов D1.2 (выводы 4 или 5) поступает низкий логический уровень. Это переключает триггер на элементах D1.1 и D1.2 в состояние логической единицы на выходе элемента D1.2. Это, во-первых, приводит к открыванию ключа VT2-VT3, включающего реле, блокирующее систему зажигания, во-вторых, на двух входах элемента D1.3 (выводы 11 и 12) теперь есть уровень логической единицы, а на третий вход поступают импульсы с генератора на мигающем светодиоде HL1 и резисторе R7.
В результате на выходе D1.3 появляются отрицательные импульсы, которые периодически (согласно периоду мигания светодиода) открывают ключ VT4-VT5, выход которого подключен к кнопке сигнала (к обмотке реле сигнала). Поэтому, клаксон издает прерывистые звуки, а система зажигания двигателя блокируется.
Одновременно происходит заряд конденсатора С1 через R2 и спустя время около 20 секунд напряжение на С1 достигает уровня, воспринимаемого микросхемой как логический ноль. Поэтому, если продолжительность воздействия на датчики меньше 20 секунд, длительность звучания и блокировки составит 20 секунд.
При поднесении магнитного брелка к геркону SG1 его контакты замыкаются и разряжают С2. Получается то же, что происходит в момент включения питания, то есть, после того как убрали магнит, начинается зарядка С2 через R1. Создается пятисекундная выдержка.
Схема собрана в небольшом пластмассовом корпусе (мыльнице) объемным способом и на клею. Настройка практически не требуется. Единственно, можно по вкусу подобрать временные интервалы (R1-C2 и C1-R2).