Таймер выполнен на двух микросхемах - MPD14040 и MPD14011, которые являются полными аналогами отечественных микросхем К561ИЕ20 и К561ЛА7, соответственно (в списке магазина они и значились как К561ИЕ20 и К561ЛА7). Еще потребовалась реле от а/м ВАЗ. Плюс некоторое количество других деталей. В схеме используются доступные детали, к тому же, подбором сопротивления R2 можно в очень широких пределах регулировать выдержку на выключение.
Выдержку времени создает узел из мультивибратора D2.1-D2.2 и 12-разрядного счетчика D1. Мультивибратор вырабатывает импульсы частотой около 2 Гц, которые счетчик делит и на его самом старшем выходе возникает единица через 15 минут после обнуления. Эта единица останавливает мультивибратор (через инвертор D2 4 на вывод 6 D2.2 подается ноль) и через D2.3 на транзисторный ключ VT1-VT2 подается ноль, который выключает реле К1.
Точка Х1 подключена к выходу ключа зажигания, к тому, с которого подается напряжение на реле зажигания. На точки Х2 и Х5 подается напряжение от аккумулятора (или от проводов, к которым подключена магнитола). Соответственно, плюс на Х2, минус на Х5. Точки Х3 и Х4 нужно включить в разрыв провода, идущего к цепям габаритов от плюса аккумулятора.
Теперь, когда зажигание включено, диоды VD1 и VD2 закрыты положительным напряжением, поступающим на цепь питания катушки реле зажигания. Через резистор R1 на вывод 11 D1 поступает напряжение, и счетчик D1 сбрасывается и удерживается в нулевом состоянии. Несмотря на то, что на его вход (выв 10) поступают импульсы от мультивибратора, на его выходе держится единица.
Уровень с выхода D1 инвертируется элементом D2.3, и на базу ключа VT1-VT2 поступает напряжение, которое ключ открывает. Через реле К1 протекает ток и его контакты замыкаются, включая питание на габариты.
При выключении зажигания происходит следующее питание с обмотки реле зажигания снимается и на Х1 через сопротивление этой обмотки поступает отрицательное напряжение бортовой сети (масса). В результате диоды VD2, VD3 открываются и разряжают конденсатор С1. Напряжение на выводе 11 D1 падает до уровня логического нуля. Теперь счетчик может считать импульсы, поступающие на его вход (вывод 10).
Спустя 15-20 минут число поступивших на его вход импульсов достигнет 2048-и. На выводе 1 появится единица, которая выключит мультивибратор и реле К1. Цепь габаритных огней отключится.
Входная цепь на диодах VD3 и VD2 выполнена именно так, чтобы исключить проникание импульсов и выбросов напряжения, имеющих место в системах автомобиля, на вход КМОП-микросхемы D1. Диоды открываются только тогда, когда система зажигания выключена.
При включенном зажигании они закрыты и их большое обратное сопротивление совместно со стабилитроном VD1 и конденсатором С2 образует фильтр-ограничитель, подавляющий выбросы и импульсы. Диод VD4 защищает коллекторы транзисторов выходного ключа от выброса ЭДС самоиндукции, который возникает от намагничивания сердечника катушки реле в момент подачи или прекращения тока через неё.
Цепь R4-C3 подавляет помехи, которые могут проникать из бортовой сети автомобиля по цепи питания. Чтобы снизить уровень помех и снизить вероятность сбоев от них, желательно подключить схему по питанию отдельной витой парой непосредственно к аккумулятору.
Печатная плата таймераПрактически все детали расположены на одной печатной плате, чертеж которой показан на рисунке. Плата сделана из фольгированного стеклотекстолита Дорожки нарисованы несмываемым фломастером черного цвета. Травление в растворе хлорного железа. Затем чернила фломастера смыты автомобильным бензином. Реле закреплено на плате винтовым соединением.
Затем этим же винтом, устройство укреплено в салоне автомобиля под торпедой. Корпуса нет, - плата вместе с реле помещена в плотный целлофановый пакет, который закрыт в месте расположения реле (завернут под корпус реле). С другой стороны пакет прорезан и связан пусчом при помощи отрезка монтажного провода, и в этом месте выведены провода от монтажных точек Х1-Х5.
Провода желательно сделать разноцветными или надеть подписанные кембрики (тем же несмываемым фломастером), чтобы не перепутать. Плату можно бы сделать и меньше, если реле закрепить отдельно, и всю конструкцию поместить в корпус.
Вместо транзистора КТ315 подойдет любой n-р-n, например, КТ3102. Вместо КТ604БМ - сгодится любой КТ604 или КТ602 в пластмассовом корпусе, или КТ815, КТ817. Диоды - любые. Стабилитрон на 11-14V. обязательно несимметричный (Д814Г. Д. Е)
НастройкаОсобого налаживания не требуется, - работать схема начинает после первого включения. Точно установить время, спустя которое после выключения зажигания должны выключаться габариты можно подбором сопротивления резистора R2.