Устройство несложной автосигнализации, построенной на базе недорогой сирены. Сирена представляет собой пластмассовый герметичный корпус, по форме рупора, в котором размещается пъезо-динамик и четырехтональный синтезатор звуковых эффектов. Подключается всего двумя проводами по цепи питания. При подаче питания (8...16V) издает повторяющиеся четырехтональные звуки. Принципиальная схема сигнализации, работающей на такую сирену, показана на рисунке. Для постановки и снятия с охраны служит тумблер SB1.
На схеме он показан в положение снят с охраны. В этом состоянии напряжение питания подается на конденсатор С2 и удерживает его в постоянно заряженном состоянии. Элемент D1.3, входящий в состав RS-триггера D1.3-D1.4, оказывается заблокированным в нулевом состоянии. Логический ноль с его выхода удерживает транзисторный ключ на VT1-VT2 в закрытом состоянии, и питание на сирену Н1 не поступает, — сигнализация молчит и не реагирует на датчик.
Для постановки на охрану SB1 переключают в противоположное положение. При этом прекращается блокировка триггера D1.3-D 1.4, но начинается зарядка С1 через R2, и в течении длительности этой зарядки (около 5 секунд) вход схемы (элемент D1.1) оказывается закрытым. Это время для выхода из салона, закрывания всех дверей.
Затем схема переходит в режим охраны. О том что схема перешла в режим охраны свидетельствует зажигание контрольного светодиода HL1.
Все датчики контактные, либо это дверные выключатели освещения, либо дополнительные датчики, установленные на капот, багажник. В качестве дополнительных удобно использовать такие же датчики, как штатные, установленные в дверных проемах. В закрытом состоянии они нажаты и контакта нет, а при открывании штифт-кнопка выдвигается и замыкает контакт на массу (общий минус).
При замыкании любого датчика на вывод 2 D1.1 подается нуль (через диод VD1-VD3), на выходе D1.1 появляется единица, и триггер D1.3-D 1.4 переходит в устойчивое единичное состояние. Единица с выхода D1.3 поступает на ключ на VT1-VT2 и ключ открывается, подавая напряжение на сирену Н1. Это будет продолжаться до тех пор пока С2 заряжается через R9, примерно 15- 20 секунд. Затем, если сигналов от датчиков больше не поступает, схема вернется в режим охраны.
Чтобы отключить сирену, нужно сначала при помощи геркона S1 заблокировать вход устройства. Для этого используется брелок для ключей, в который вмонтирован постоянный магнит. Геркон устанавливается за остеклением, из салона, незаметно, так чтобы о его местонахождении знал только владелец машины.
Перед открыванием двери нужно поднести магнитный брелок к этому месту. О том, что на геркон подействовал магнит покажет светодиод HL1, который должен погаснуть. Контакты геркона замыкаются и разряжают конденсатор С1, что переводит схему в режим пятисекундной выдержки времени. Этого достаточно, чтобы владелец машины мог открыть дверь и переключить потайной тумблер SB1 в исходное (показанное на схеме) положение.
Большая часть деталей смонтирована полуобъемным монтажом на демонтированной плате неисправного электронного блока ЭПХХ, от этого же блока используется и корпус. Все выводы для подключения в машине выполнены в виде монтажных проводов разного цвета, выпущенных через отверстия разъема корпуса.
Диапазон заменяемости деталей достаточно широк. Микросхему К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5, на К564ЛЕ5, на К1561ЛЕ5 или на зарубежный аналог. Геркон S1 - любой, достаточно чувствительный, с замыкающими контактами. Магнит для брелка - магнит от магнитного замка для кухонных шкафчиков. Интегральный стабилизатор А1 - любой на напряжение 5...8V, например 7808, 7806, 7805, КР142ЕН5Б, КР142ЕН5В, КР142ЕН8А.
Можно собрать стабилизатор на транзисторе типа КТ604, резисторе и стабилитроне, по параметрической схеме. Сопротивления всех резисторов могут отличаться от указанных на схеме в пределах 30%. То же относится и к емкостям. Емкость С3 может быть в пределах 220...1000 мкФ. От величин R2-C1 и R9-C2 зависят временные интервалы, от R2-C1 - время паузы после включения, а от R9-C2 -время однократной сигнализации. Изменяя номиналы этих элементов можно выбирать эти временные интервалы в широких пределах.
Диоды КД521 можно заменить любыми малогабаритными, например КД503, КД522, КД102, КД103, КД105, КД209, КД208, и т.п. Транзисторы KT604 можно заменить на любые кремниевые транзисторы N-P-N средней мощности, например KT601 - KT604, KT630, KT801, KT807, KT815, импортные аналоги.
Транзистор KT837 можно заменить на любой мощный P-N-P, на ток не ниже 3А, например KT818, или другой аналогичный. Светодиод АЛ307 можно заменить любым светодиодом видимого спектра, способным работать при напряжении менее 5V (практически все отечественные и большинство импортных).
Сирену можно использовать любую, подключающуюся по цепи питания, рассчитанную на напряжение питания 8...16V и потребляющую ток до 2 А.
Тумблер SB1 - малогабаритный тумблер типа MT-1, его нетрудно спрятать в салоне.