Представленное противоугонное устройство разработано для любого отечественный автомобиля с классической системой зажигания. Противоугонное устройство сочетает в себе функции противоугонной сигнализации акустического действия, и функции противоугонного блокиратора, исключающего запуск двигателя автомобиля. Алгоритм работы устройства таков: питание включается потайным тумблером из салона, о чем свидетельствует постоянное свечение контрольного светодиода.
Затем устройство выдерживает время около 20 секунд, необходимое для выхода из салона, запирания дверей и успокоения инерционного датчика. После окончания этого времени устройство переходит в режим охраны, что подтверждается миганием светодиода. При любом значительном воздействии на кузов автомобиля (попытка открыть дверь, капот, багажник, удар, качание, наклон) срабатывает инерционный датчик качения, что приводит к незамедлительному переходу устройства в режим сигнализации, при котором клаксон автомобиля подает прерывистые звуковые сигналы.
Это продолжается в течении 10-15 секунд, и если автомобиль больше не испытывает воздействия, схема возвращается в режим охраны. Если злоумышленник, все же проник в салон и пытается завести двигатель любым способом (ключом, отмычкой, перестановкой проводов, включением дополнительного провода между "+" аккумулятора и "Б" катушки зажигания) продолжается звуковая сигнализация независимо от неё блокируется система зажигания двигателя.
Блокировка основана на установке дополнительного реле по проводу тахометра, идущего к контакту "ПР" катушки зажигания. Это реле, при попытке включить зажигание шунтирует своими контактами контакты прерывателя и таким образом нарушает искрообразование. Внешне такая блокировка никак не заметна, поскольку реле не блокирует питание системы зажигания, как это принято в промышленных противоугонных блокираторах, и разобраться сходу в чем дело, будет достаточно сложно.
Автосигнализация узнает владельца по магнитному брелку, который нужно поднести к определенном месту остекления кузова, за которым внутри салона установлен малогабаритный геркон. При воздействии магнита на геркон схема сигнализации переходит в режим выдержки времени после включения питания, и если в течении этого времени не отключить при помощи потайного тумблера, схема вернется в режим охраны.
Таким образом, владелец должен иметь магнитный брелок, знать место к которому его нужно приложить, и знать место расположения тумблера.
Автосигнализация подключается к аккумулятору автомобиля (удобнее всего в приборной панели в месте подключения питания магнитолы или прикуривателя), через тумблер, выполняющий роль выключателя системы. Тумблер нужно спрятать в салоне так, чтобы его место расположения не было видно посторонним. Один проводник от устройства идет к неподвижному контакту кнопки звукового сигнала, проводник удобно проложить под приборной панелью и подключить к неподвижному контакту, предварительно разобрав пластмассовый наличник подрулевой колонки.
Либо этот провод можно выпустить в моторный отсек и подключить к контакту №86 реле звукового сигнала, расположенного на монтажной панели. Кроме того, от него выведены два провода к геркону, и два провода к светодиоду. А также провод к цепи питания системы зажигания (можно пустить его к контакту "Б" катушки зажигания или к замку зажигания), и провода к дополнительному реле, контакты которого должны шунтировать прерыватель системы зажигания.
Принцип работы автомобильной сигнализации Пунктирной линией обозначена основная часть схемы, расположенная в пластмассовом корпусе.
Роль датчика выполняет микроамперметр РА1 типа М470 от индикатора уровня записи старого катушечного магнитофона (или кассетного магнитофона, индикатора точной настройки приемника, индикатора уровня сигнала стереоусилителя). Корпус микроамперметра разбирается, шкала удаляется, а на стрелке закрепляется алюминиевая или латунная шайба типоразмера М2-М3.
Затем корпус собирается, но перед этим стрелка с шайбой изгибается так, чтобы она не задевала за корпус или другие части микроамперметра. Рабочее положение микроамперметра-датчика "вверх ногами", то есть стрелкой вниз, так чтобы она качалась как маятник.
При воздействии на кузов стрелка-маятник колеблется, и в катушке микроамперметра наводится ЭДС, которая усиливается и преобразуется в отрицательный импульс операционным усилителем А1. Коэффициент усиления А1, а значит и чувствительность датчика, устанавливается переменным резистором R15. Если охранная система находится в режиме охраны, то этот импульс инвертируется элементом D2.2 и через диод VD3 поступает на одновибратор на D 1.3 и D 1.4, который вырабатывает отрицательный импульс длительностью 10-15 секунд.
Этот импульс поступает на вывод 6 D2.1 и элемент D2.1 открывается и пропускает импульсы от мультивибратора на D1.1 и D1.2 на вход транзисторного ключа на VT3 и VT4, в коллекторной цепи которого включено штатное автомобильное реле звукового сигнала. Для того чтобы исключить зацикливание устройства от акустической обратной связи, которая может возникнуть между автомобильным клаксоном и датчиком РА1 импульсы с выхода D2.1 поступают через R10 на С4, и через некоторое время на нем устанавливается напряжение близкое к логической единице.
В результате на выходе D2.4 появляется единица, которая блокирует элемент D2.2 и исключает поступление импульсов от датчика на одновибратор во время работы клаксона.
На транзисторе VT2 выполнен датчик включения зажигания. Базовая цепь транзистора подключена к контакту "Б" катушки зажигания (или к соответствующему контакту замка зажигания). При включении зажигания VT2 открывается и запускает одновибратор на D1.3 и D1.4. Причем, при длительном включении зажигания время сигнализации не ограничивается 10-15 секундами, а длится столько времени, сколько включено зажигание. При этом, единица с выхода D2.4 поступает на ключ на VT5 и VT6, который открывается и включает реле Р1, блокирующее зажигание.
Время выдержки после включения питания (тумблером S1) определяется временем зарядки С1 через R1, что, примерно составляет 20 секунд. При поднесении магнита к геркону НК1 его контакты замыкаются и разряжают конденсатор С1, возвращая схему в режим выдержки времени после включения.
СборкаМонтаж выполнен в пластмассовом корпусе размерами 125x85x28мм. Монтаж ведется без печатной, платы. На торце корпуса закрепляется микроамперметр и переменный резистор R15. Микросхемы и транзисторы VT4 и VT6, а также конденсаторы, располагаются в нижней части корпуса, микросхемы повернуты вверх ногами и спинами приклеены к дну корпуса при помощи клея "Момент-1М". Аналогично закреплены транзисторы и конденсаторы.
После высыхания клея, монтаж ведется прямо в корпусе, на выводах закрепленных деталей, при помощи монтажных проводников и выводов легких деталей (резисторов, диодов).
Такой метод монтажа цифровой схемы без печатной платы, на первый взгляд, может вызывать сомнения, но прочность монтажа получается достаточно высокой, даже в автомобильных условиях, а отсутствие химических работ наиболее важно, если в квартире есть дети, которые могут, проявив излишнюю любознательность, отравиться травильным раствором. К тому же времени на кустарное изготовление печатной платы уходит значительно больше, чем на такой объемный монтаж.
Светодиод HL1 — любой, работающий в видимом спектре излучения, например АЛ307. Операционный усилитель можно заменить на К140УД708, К140УД6, К140УД7. Микросхемы К561ЛЕ5 можно заменить на К176ЛЕ5. Транзисторы КТ315 — на любые аналогичные, транзисторы КТ815 — на КТ817, КТ801, КТ604. Стабилитрон VD1 — любой на напряжение 8-10В. Диоды КД522 можно заменить на КД503, КД521, Д223. Реле Р1 — стандартное реле звукового сигнала автомобиля ВАЗ-2108. Переменный резистор R15 — любой малогабаритный. Тумблер тоже любой, например ПТ8-ЗВ.
Время выдержки после включения питания можно установить подбирая номиналы цепи С1 R1, время сигнализации — R2 С2, частота прерывания звукового сигнала — R3 С3.