Подавляющее большинство имеющихся на российском рынке аудиоплееров рассчитаны на питание от батареи напряжением 3 V (типа АА). Для питания этих аппаратов от электросети переменного тока в продаже бывают разнообразные сетевые адаптеры, представляющие собой корпус объединенный с сетевой вилкой, в котором расположен маломощный силовой трансформатор с одной вторичной обмоткой, либо сразу рассчитанной на напряжение 3V, либо имеющей несколько отводов и переключатель (для получения выходных напряжений 3V, 4,5V, 6V, 9V, 12V).
Затем следует простой мостовой выпрямитель на диодах и конденсатор емкостью 500-1000 мкФ. Отсутствие стабилизатора напряжения в таком адаптере приводит к том, что в реальном случае, при питании аудиоплеера, имеющего высокий ток потребления (ток потребления аудиоплеера может достигать 100 mА) напряжение сильно падает , вплоть до 2 V, что неизбежно приводит к ухудшению качества звучания.
К тому же это напряжение меняется в значительных пределах в зависимости от нагрузки на двигатель ЛПМ и громкости звука. Переход на напряжение 4,5V приводит к тому, что аппарат, реально, питается повышенным напряжением 3,5-3,7V. К тому-же в продаже полностью отсутствуют адаптеры для питания такой аппаратуры от автомобильной бортовой сети.
Выход из положения — дополнение стандартного адаптера стабилизатором напряжения 3V, и организация дополнительно входа на этот адаптер (минуя трансформатор) для подключения его к автомобильному прикуривателю.
Но и в этом случае возникает проблема — в продаже нет стабилитронов на напряжение 3V. Выйти из положения можно, если в качестве параметрического стабилизатора использовать светодиоды в стандартном включении, при прямых токах 5-10 тА на них, в зависимости от типа светодиода, падает напряжение 1.5...2V. А температурный коэффициент падения напряжения светодиода по абсолютной величине близок к аналогичному параметру кремниевых диодов и транзисторов, что ' позволяет его достаточно точно компенсировать.
В данной схеме (рисунок 1) используются два светодиода АЛ307Д, они светятся желтым цветом и в зависимости от тока через них на них падает 1,6...2 В. Напряжение на выходе этого стабилизатора определяется как суммарное напряжение падения на обеих светодиодах VD6 и VD7 равное 3,7V, за вычетом напряжения падения на транзисторе VT2, которое равно 0,65..0,7 V.
Трансформатор Т1 и мостовой выпрямитель используются от сетевого адаптера, имеющего максимальное выходное напряжение не ниже 9V. Переключатель отводов вторичной обмотки исключается и на выпрямитель подается напряжение с отвода соответствующему 9V или 12V. Конденсатор С1 заменяется на более емкий (на 2200 мкф, не менее). От этого конденсатора выводится двухпроводный шнур, с разъемом как для подключения переносной лампы, при помощи которого адаптер подключается к автомобильному прикуривателю.
Далее следует стабилизатор, построенный по схеме моста в выходной цепи, образованного резисторами R4 и R5 и светодиодами VD6 и VD7. В диагональ моста включен эмиттерный переход транзистора VT2, который управляет регулирующим транзистором VT1. Температурные изменения падения напряжения на светодиоде VD7 компенсируются соответствующем изменением на эмиттерном переходе VT2. Температурный дрейф на VD6 не компенсируется.
Для запуска стабилизатора служит цепь R2C2. В момент включения питания конденсатор С2 начинает заряжаться и в базовой цепи VT2 формируется скачек тока, что приводит к кратковременному открыванию этого транзистора, а это в свою очередь приводит к открыванию VT1, в результате появляется напряжение на коллекторе VT1, а следовательно и напряжение на стабилизирующем мосте.
Резистор R1 ограничивает базовый ток транзистора VT2 в момент запуска и исключает выход из строя этого транзистора или диода VD5. После зарядки С2 через базовую цепь VT2 и R2 ток через него прекращается и на базу VT2 поступает напряжение исключительно с моста (плечо R5VD7).
Данный адаптер обеспечивает на выходе напряжение 3V при изменении переменного напряжения в пределах 220-120В и при изменении постоянного входного напряжения в пределах 6-15В. При этом максимальный ток нагрузки до 0.25А, а температурный коэффициент выходного напряжения на более 2 mV/C°
Стабилизатор имеет защиту от коротких замыканий в цепи нагрузки. В случае КЗ или перегрузки напряжение на мостовом стабилизаторе падает и закрываются оба транзистора. Теперь чтобы запустить стабилизатор снова его нужно отключить от источника (сеть или бортовая сеть) и только после разрядки С2 источник запустится при повторном включении.
В качестве основы для адаптера можно использовать сетевой адаптер от неисправной телевизионной игровой приставки. Он выдает напряжение примерно 9-10V при токе до 300 mА.
Рис.2 и 3Элементы стабилизатора выполнены на миниатюрной печатной плате, показанной на рисунках 2 и 3. Если получать ток более 100 mА не требуется транзистор VT1 можно не оснащать радиатором, или в качестве радиатора использовать болт М3 с гайкой. Если нужен ток до 250 mА для транзистора VT1 потребуется небольшой пластинчатый радиатор (можно его выполнить в виде Г-образной пластины и при помощи её закрепить плату к внутренней части корпуса адаптера).
Транзистор VT1 можно заменить на КТ818 или КТ816 со статическим коэффициентом передачи тока базы не менее 40. Транзистор VT2 может быть любой кремниевый маломощный транзистор n-p-n с таким же статическим коэффициентом передачи, например КТ315В.
Конденсатор С1 не устанавливается на плате, он располагается в удобном месте корпуса адаптера, например над выпрямительным мостом или параллельно плате стабилизатора. Все зависит от конкретного типа адаптера, который будет взят за основу.
Шнур, идущий к прикуривателю автомобиля в авторском варианте не разъемно соединен с адаптером, но при желании, можно на корпусе установить дополнительный разъем, типа того, который используется для подключения внешнего источника питания к портативной аппаратуре.