Простая автосигнализация, выполненная на логических микросхемах обычно предупреждает владельца машины о покушении на его транспортное средство при помощи звуковой сигнализации, например автомобильного звукового сигнала. При этом дальность оповещения зависит как от громкости звукового сигнала, так и от степени звукоизоляции квартиры владельца. По этому в зимнее время, когда все окна закрыты и щели в них заклеены громкость звукового сигнала может оказаться недостаточной оповещения владельца машины.
В данном случае имеет смысл дополнить простую автосигнализацию несложным передатчиком, работающим в УКВ ЧМ диапазоне, и обеспечивающем дальность приема на обычный радиовещательный приемник в пределах 100 метров.
Принцип работы автосигнализацииПеред выходом из салона автомобиля владелец при помощи потайного тумблера включает питание сигнализации. После этого схема отрабатывает выдержку в 15 секунд, необходимую на закрывание всех дверей и багажника. После окончания этой выдержки вход схемы открывается и она переходит в дежурный режим.
В качестве датчиков используются контактные датчики дверей автомобиля ВАЗ, а также дополнительный датчик такого же типа установленный в багажнике и включенный параллельно уже имеющимся. Все эти датчики при открывании дверей или багажника замыкают осветительный провод салона на массу (общий минус бортовой сети).
При срабатывании датчика (открывание двери или багажника) сразу же без задержки включается передатчик, и с 5-ти секундной задержкой включается прерывистая звуковая сигнализация, работающая на автомобильный звуковой сигнал. Все это длится в течении 15-20 секунд, и затем схема возвращается в исходное положение.
Время выдержки после включения питания задается цепью С9 R9, частота модуляции передатчика (тон звука радиоприемника) зависит от параметров цепи R3C6. Время задержки начала звуковой сигнализации зависит от параметров цепи R10 С10. Время в течении которого происходит сигнализация определяется параметрами цепи С11 R11. Частота прерывания звуковой сигнализации определяется параметрами цепи R12 С12.
Передатчик выполнен на транзисторе VT1. Частотная модуляция производится при помощи варикапа VD1, а блокировка передатчика в ждущем режиме при помощи диода VD4.
Датчики подключаются к клемме SP1. Включается и выключается сигнализация тумблером S1. Диод VD3 служит для защиты входа микросхемы D2 от выхода из строя из-за подачи на него напряжения от бортовой сети при отсутствии напряжения питания микросхемы (когда S1 выключен).
Дроссель DL1 намотан на постоянном резисторе МЯТ 05 сопротивлением более 100 кОм. Он содержит 100 витков провода ПЭВ 0,12, намотанных внавал. Катушки L1 и L2 не имеют каркасов, в качестве оправки для их намотки используется фломастер диаметром 8 мм. L1 содержит 16 витков ПЭВ 0,6, L2 — 4 витка того же провода. L2 намотана на L1. После намотки фломастер удаляется. В качестве антенны используется отрезок монтажного провода длиной около двухметров, проложенный по заднему стеклу автомобиля.
Режим работы передатчика устанавливается подбором номинала R1. Частота и режим генерации — конденсаторами С2 и С3. Передатчик работает в диапазоне 64-75 МГц. Его нужно настроить на свободный участок этого диапазона. Приемник, желательно с системой безшумной настройки, тогда в ждущем режиме он вообще неслышен. С данным передатчиком неплохо работает приемник, выполненный на основе микросхемы К174ХА34 или К174ХА42, включенной по типовой схеме.