Автосигнализация построена на микросхемах серии К176 по цифровой схеме. Он срабатывает от замыкания контактов датчиков на "массу" (минус питания). Автосигнализация разработана применительно к а/м ВАЗ, но его можно использовать и для охраны любого другого автомобиля. Включение автосторожа производится при помощи потайного выключателя, установленного в салоне в месте, известном только владельцу машины.
В момент включения сторож принудительно переводится в режим сигнализации, но выход на звуковой сигнал блокируется. При этом, в знак того, что система функционирует, автомобиль мигает габаритными огнями фар. Это длится в течении 16-ти секунд, в течении этого времени у владельца есть возможность закрыть все двери, капот, багажник, не вызывая срабатывания акустической сигнализации.
При том у водителя есть возможность продлить это время,- при необходимости, для этого нужно до истечения этого времени активизировать один из датчиков (например закрыть и снова открыть дверь). Через 16 секунд после включения питания и успокоения датчиков (все закрыто и заперто) сигнализация переходит в охранный режим, что подтверждается прекращением мигания габаритных огней.
При открывании двери или при другом воздействии на один или несколько датчиков, включается режим сигнализации, — первыми начинают мигать габаритные огни, а затем, через 4 секунды включается звуковая прерывистая сигнализация (посредством штатного автомобильного звукового сигнала). Эти 4 секунды, на которые задерживается начало звуковой сигнализации, необходимы для того, чтобы у водителя было время после открывания двери на отключение сигнализации потайным выключателем.
Четыре секунды — относительно короткий временной отрезок, и в течении этого времени найти потайной выключатель человеку, не знающему его место расположения, практически невозможно. Но этого времени может быть достаточно для открывания капота с целью отключения аккумулятора или звукового сигнала. Поэтому в системе сторожа имеется контактный датчик капота, роль которого выполняет выключатель подкапотной лампы. При открывании капота сразу же включается непрерывная звуковая сигнализация.
Время звучания сигнализации после срабатывания любых датчиков, кроме капотного, составляет 12 секунд, после чего схема переходит в исходный режим. Если открыть капот сигнал будет звучать все время пока капот будет открытым.
Частота прерывания звучания 1 Гц, звучание при открытии капота — непрерывное. Имеется возможность подключения дополнительного электронного датчика (например инерционного).
Как работает автосигнализация В момент включения питания начинают заряжаться конденсаторы С2 и С5 через резисторы R4 и R8, соответственно. Это приводит к тому, что зарядный ток С2 формирует отрицательный импульс, который инвертируется элементом D3.1 и через конденсатор С3, ограничивающий время длительности импульса, поступает на вход установки в ноль (вывод 13) счетчика D1.
Зарядный ток конденсатора С5 создает положительный импульс на одном из входов RS-триггера, построенного на элементах D2.3 и D2.4. Триггер устанавливается в нулевое положение (ноль на выводе 10 D2.3) и закрывает элемент D3.2, который попускает импульсы сигнализации на вход транзисторного ключа на VT3 и VT4, который подает прерывистый ток на катушку автомобильного реле звукового сигнала. В результате, пока триггер на D2.3 и D2.4 в нулевом состоя ши, звуковая сигнализация возможна только при открывании капота (датчик "КАП. Д").
После того как счетчик D1 установился в нулевое состояние, уровни на всех его выходах будут нулевыми, следовательно и на выходе "16" (вывод 11). В результате запускается мультивибратор на элементах D2.1 и D2.2 и начинает вырабатывать импульсы частотой 1 Гц. Эти импульсы поступают одновременно на вход транзисторного ключа на VT1 и VT2, который подает ток на реле, управляющее включением габаритных огней, что вызывает их мигание, и в то же время, на счетный вход счетчика D1 (вывод 1).
Состояние счетчика меняется от нуля до 16-ти, и при поступлении на его вход 16-го импульса появляется единица на его выводе 11. Это приводит к остановке мультивибратора на элементах D2.1 и D2.2 и переключению триггера на элементах D2.3 и D2.4 в единичное состояние, при котором на выводе 10 D1.3 единица. Что приведет к разблокированию устройства акустической сигнализации.
При активизации одного из датчиков (все датчики замыкают провод на "массу"), например при открывании двери, уровень на выводе 5 D3.1 меняется на нулевой. На выходе этого элемента появляется единица, и цепь С3 R7 VD2 формирует положительный импульс, который поступает на обнуляющий вход (вывод 13 D1).
Счетчик D1 устанавливается в нуль и начинает работать мультивибратор, вообщем схема работает почти так же как после включения питания, но из-за того, что триггер D2.3 D2.4 находится в единичном состоянии, после того как счетчик D1 досчитает до 4-х (откроется диод VD9), начинается звуковая сигнализация.
В качестве дверных датчиков "ДВ. Д" используется штатная система освещения салона, которая включает свет при открывании дверей. Для датчика багажника нужно установить дополнительный выключатель, который при открытом багажнике будет замыкать провод на массу. Датчик капота — либо самодельный, как для багажника, либо штатный выключатель подкапотной лампы.
Если автомобиль не оборудован реле звукового сигнала, его необходимо установит. Обмотку реле включить между коллектором VT4 и + аккумулятора, контакты реле включить параллельно кнопке сигнала. Тоже касается и габаритов, поскольку а/м ВАЗ не имеют реле для включения габаритных огней. Таким образом, потребуется одно или два электромагнитных реле, наиболее подходят реле звукового сигнала от "ВАЗ-2108-099".