Описываемые узлы предназначены для работы в качестве выходного каскада несложной автомобильной сигнализации, рассчитанной на работу с обмоткой реле звукового сигнала автомобиля. Выходные каскады таких сигнализаций строятся по схеме транзисторного ключа, который при подаче на его базу импульсов от мультивибратора сигнализации подключает один из выводов реле звукового сигнала автомобиля к общему проводу бортовой сети (второй вывод реле, в большинстве случаев, подключен к плюсу аккумулятора автомобиля).
В результате через реле пропускается прерывающийся ток, и раздается прерывистый звуковой сигнал, создаваемый штатным автомобильным сигналом. Частота прерывания, обычно лежит в пределах 3-0,5 Гц.
Описываемые узлы подключаются к выходу такого автосигнализации вместо реле звукового сигнала.
На рисунке 1 показана схема выходного каскада выполненного на базе микросхемы-музыкального синтезатора типа УМС. Микросхема включена по типовой схеме. При нажатии на кнопку S1 начинается воспроизведение первой мелодии из её репертуара. Если во время воспроизведения нажимать на S3 мелодии будут меняться. Таким образом можно выбрать ту мелодию, которая должна звучать при срабатывании автосторожа. Кнопка S2 служит для остановки воспроизведения.
Параллельно кнопке S1 подключаются замыкающие контакты маломощного реле Р1, обмотка которого включается на выходе транзисторного ключа автосторожа (вместо реле звукового сигнала). Частота импульсов, поступающих на ключ автосторожа в этом случае значения не имеет, поскольку для запуска воспроизведения достаточно даже кратковременного нажатия на S1 (или кратковременного замыкания контактов Р1).
Микросхема УМС питается напряжением 1,5-3В, поэтому для её питания от автомобильной борт-сети напряжением 12-14В используется параметрический стабилизатор, состоящий из балластного резистора R4 и светодиода VD1, включенного в прямом направлении (при свечении на светодиоде AЛ307 падает 2-2,5В). Одновременно этот светодиод может быть индикаторным.
Музыкальные импульсы с выхода УМС А1 (вывод 1) поступают на трехкаскадный транзисторный ключ на транзисторах VT1-VT3, развивающий высокую мощность в импульсном режиме.
Воспроизводит музыкальный фрагмент высокочастотная динамическая головка с пластмассовым диффузором и рупором. По субъективной оценке громкость звучания получается существенно больше чем звучание стандартного сигнала жигулей.
Работают с выходным каскадом так: после подключения каскада к аккумулятору нажимают на кнопку S1. При этом начинается воспроизведение первой мелодии. Затем нажимая на S3 выбирают нужную мелодию. Теперь, при нажатии на S1 (или замыкании контактов Р1) будет воспроизводится только эта мелодия. Воспроизведение в любой момент можно остановить нажатием на S2.
Рис.2 и 3Недостаток узла в том, что он должен быть постоянно подключен к аккумулятору (после каждого отключения и включения нужно снова выбирать мелодию).
Детали узла (кроме динамика и реле) монтируются на компактной печатной плате (рисунки 2 и 3). Корпус транзистора VT2 располагается между выводами базы и эмиттера VT3, а корпус VT3 устанавливается над деталями. Поскольку транзисторы VT2 и VT3 достаточно мощные и работают в импульсном режиме никакой теплоотвод не требуется. Перед установкой в подкапотном пространстве автомобиля динамическую головку помещают в целлофановый пакет и герметично запаивают его чтобы не проникала влага. Целлофан, практически, не оказывает сопротивления звуковым волнам.
Правильно собранное устройство работает сразу и не требует налаживания.