Большинство простых любительских охранных устройств для автомобиля представляют собой схемы, основное назначение которых — формирование определенных временных интервалов: времени задержки входа в дежурный режим после включения, времени звучания тревожного сигнала, времени задержки срабатывания. И в большинстве случаев все эти временные интервалы задаются при помощи RC-цепей, реализованных на основе высокоомных резисторов и оксидных конденсаторов большой емкости.
В результате надежность устройства сильно зависит от внешних факторов изменение внешней температуры приводит к изменению не только емкости оксидного конденсатора, но часто и его тока утечки, что в совокупности с высоким сопротивлением резистора может перевести RC-цепь в режим работы обычного резистивного делителя напряжения и таким образом вывести устройства из строя. Наличие повышенной влажности так же может сделать устройство неработоспособным, поскольку выпадение росы на высокоомном резисторе или на конденсаторе может оказывать на RC-цепь с высокоомным резистором достаточно сильное шунтирующее воздействие.
Предлагаемое устройство отличается тем, что для формирования временных интервалов в нем используется мультивибратор, не имеющий в своем составе оксидных конденсаторов, и шестиразрядный двоичный счетчик. Таким образом все интервалы задаются при помощи одного неоксидного конденсатора.
Устройство подает двухтональный звуковой прерывистый сигнал тревоги при попытке постороннего человека проникнуть в салон автомобиля, в моторное или багажное отделение. Наличие датчика, регистрирующего колебания кузова позволяет предотвратить хищение колес, стекол и других внешних элементов, а также попытку взять машину на буксир или затащить её на эвакуатор.
Схема построена таким образом, что при срабатывании датчика сначала отрабатывается временный интервал в 2-3 секунды, а после его завершения включается сигнализация. Интервал необходим водителю для отключения устройства с целью снятия с охраны.
Принципиальная схема показана на рисунке. Все контактные датчики включаются параллельно и подключаются к клемме "1". При их срабатывании они должны замыкать катод диода VD1 на минус бортовой сети машины (на кузов). Каскад на VT1 — буферный, он служит для исключения выхода из строя микросхемы D1 из-за подачи на её вход постоянного напряжения от осветительной системы автомобиля (если в качестве датчика используется дверной выключатель внутрисалонного освещения) во время отсутствия на ней напряжения питания.
При включении питания зарядный ток конденсатора С2 формирует положительный импульс на выводе 8 D1.3, в результате положительный импульс появляется на выводе 13 D2 , что приводит к обнулению счетчика D2. На его выводе 12 устанавливается нуль, который запускает мультивибратор на D1.1 и D1.2 , вырабатывающий импульсы частотой 1,5Гц. Эти импульсы поступают на вход ИСИ D2 и состояние на его выходах изменяется последовательно переключая два мультивибратора — на D3.1 D4.1 и на D3.2 D4.3. Эти мультивибраторы вырабатывают импульсы частотой 500 Гц и 300 Гц соответственно, которые должны поступать на акустический излучатель.
Однако, сейчас, эти сигналы на его вход не поступают и устройство молчит. Достигается это блокировкой элемента D3.3 при помощи триггера D5.3 D5.4, который устанавливается в нулевое состояние в момент включения питания (зарядным током С5). Как только счетчик D2 досчитает до 32-х, на его выводе 12 появится единица, и этот триггер установится в единичное состояние, разблокирует систему звукового сигнала и заблокирует мультивибратор D1.1 D1.2. Схема, отработав выдержку в 21 секунду, перейдет в ждущий режим.
Теперь при срабатывании датчика процесс повторится, но триггер D5.3 D5.4 не будет блокировать выход и на ключевой транзистор VT2 поступят тональные импульсы. Звуковой сигнал начинается тогда, когда счетчик D2 досчитает до 4-х, и прекратится как только он досчитает до 32-х. Время на отключение устройства водителем (пока D2 считает от "0" до "4") формируется триггером D5.1 D5.2, который в момент срабатывания датчика установится в нулевое состояние и заблокирует D3.3. И только после того как D2 досчитает до 4-х и на его выводе 5 будет единица этот триггер установится в единичное состояние и пропустит тональные импульсы через D3.3.