Известно что в некоторых автомобилях отсутствует сигнализация о не достаточном количество тормозной жидкости, в частности а/м Москвич-2141 (Святогор) имеет такую не доработку. На Жигупях имеется поплавок с контактами в бачке тормозного цилиндра, и когда тормозная жидкость начинает убывать зажигается сигнальная лампа на приборной панели, на "Москвиче" почему-то такого поплавка нет. Исправить положение можно при помощи электронного датчика (см. рисунок), который реагирует на изменение сопротивления между двумя контактными щупами Е1 и Е2. И в случае увеличения этого сопротивления подает прерывистый звуковой сигнал.
Щупы Е1 и Е2 представляют собой длинные болты М3, установленные в специально просверпенные отверстия в крышке бачка, таким образом, что когда бачок полный они погружены в жидкость, а когда уровень жидкости понижается, хотя бы на 10 мм они теряют контакт с жидкостью. В результате пока уровень жидкости нормальный сопротивление между этими щупами составляет около 1 мегаома и логический уровень на выводе 1 элемента D1.1 оказывается равным нулю.
Мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 оказывается заблокирован, и на его выходе имеется тоже логический нуль, который поступает на вывод 8 D1.3 и блокирует второй мультивибратор на элементах D1.3 и D1.4. На выходе этого мультивибратора так же устанавливается логический нуль и транзисторный ключ VT1 остается в закрытом состоянии, ток через BF1 не протекает.
При понижении уровня жидкости щупы Е1 и Е2 теряют с ней контакт и сопротивление между ними стремится к бесконечности. Напряжение питания поступает через резистор R1 на вывод 1 D1.1 и на этом выводе устанавливается высокий логический уровень. Мультивибратор на элементах D1.1 и D1.2 запускается и начинает генерировать импульсы частотой около 2-4 Гц, эти импульсы поступают на вывод 8 элемента D1.3 и по фронту каждого импульса мультивибратор на элементах D1.3 и D1.4 запускается и генерирует с фронта до спада каждого импульса, поступающего на этот вывод.
Таким образом, на выходе D1.4 появляются пачки импульсов частотой около 1000 Гц, следующие с частотой около 3 Гц. Эти пачки поступают на базу транзисторного ключа на VT1 и в его коллекторной цепи протекает прерывистый импульсный ток через электромагнитный звукоизлучатель BF1, излучающий при этом прерывистый звуковой сигнал высокого тона.
Питается датчик от бортовой сети автомобиля через замок зажигания (питание подается из салона). Напряжение стабилизируется параметрическим стабилизатором на VD1, R6, С1, который ограничивает помехи, поступающие по цепи питания от системы зажигания.
Стабилитрон VD1 может быть любой маломощный на 9...12В, емкость С1 может быть не менее 470 мкФ. Номиналы резисторов и конденсаторов могут отличаться в значительных пределах, при этом будет только меняться тон звука и частота прерывания. Сопротивление резистора R1 может быть в пределах 4,7...6,8 Мом. Все детали, особенно С1, должны быть малогабаритными.
Звукоизлучатель — любой электромагнитный или динамический, например капсюль от телефонного аппарата или малогабаритный динамик, сопротивление может быть от 4 Ом до 2000 Ом и более.
Все детали, за исключением звукоизлучателя, монтируются на миниатюрной печатной плате, которая устанавливается непосредственно на пластмассовую крышку бачка главного тормозного цилиндра. Для этого в крышке сверлятся четыре отверстия под бопты М3, в два отверстия устанавливаются болты-датчики Е1 и Е2, а два других используются как крепежные для платы.
Печатная и монтажная плата датчикаЗатем после монтажа и окончательной настройки плату заливают эпоксидной смолой. Для этого по краям крышки сооружают своеобразную крутую дамбу из пластилина, такую чтобы её высота была выше уровня деталей (примерно 15 мм). Затем туда заливают эпоксидную смолу так чтобы она затекла под плату — между крышкой и платой, затем доливают до самого верха, чтобы смола покрыла детали. После застывания смолы пластилин счищают. Эпоксидная смола защищает плату от влаги, которая может проникать под капот с улицы.
Таким образом, вся конструкция монтируется непосредственно на крышке бачка, а с источником питания и звукоизлучателем соединяется при помощи трехпроводного кабеля. Возможен и другой вариант, когда плата помещена в отдельную пластмассовую коробку, например от неисправного блока ЭПХХ, а с крышкой соединяется двумя проводами. В этом случае плату нужно расположить как можно ближе к бачку, а провода и наружные части болтов-датчиков Е1 и Е2 надежно изолировать, например при помощи той же эпоксидной смолы.
Настройка сводится к установке желаемого тона звука (R4) и частоты прерывания звука (R3). А также к подбору номинала резистора R1 таким образом, чтобы при погруженных щупах Е1 и Е2 сигнализация не звучала при изменении питающего напряжения в пределах 10-15В. Следует учитывать, что удельные сопротивления жидкостей "Роса" и "Нева" существенно различаются.
Такую-же систему можно предусмотреть для контроля за уровнем охлаждающей жидкости, при этом можно сделать разные тональности звука для тормозной и охлаждающей систем.