Сигнализация подходит для установки на любой автомобиль с напряжением бортовой сети 11...16В. Полярность бортовой сети значения не имеет. Автосторож срабатывает от инерционного индуктивного датчика, реагирующего на качания кузова, которое имеет место при любом воздействии на автомобиль. При включении питания автосторож в течении 16-ти секунд звуковая сигнализация заблокирована, работает только световая, демонстрируя исправность сигнализации. В течении этого времени водитель должен выйти из салона, закрыть все двери и оставить машину в покое. Как только это время заканчивается автосторож переходит в режим охраны.
Принцип работы. При срабатывании инерционного датчика, что происходит при толчке машины, её наклоне, попытки отпереть дверь, и т.п., незамедлительно включается световая сигнализация (мигают фары). А через 4 секунды включается еще и звуковая сигнализация (прерывистое включение звукового сигнала автомобиля с частотой около 2 Гц). Звуковая сигнализация длится в течении 12 секунд, а затем схема переходит в исходное состояние.
Задержка в 4 секунды нужна дня отключения водителем питания сигнализации из салона при помощи тумблера, установленного в месте, известном только водителю. В отличие от большинства аналогичных простых устройств данная сигнализация не содержит RC-цепей с конденсаторами большой емкости и поэтому менее чувствительна к перепадам температуры и влажности.
Принципиальная схема показана на рисунке. Все временные выдержки задаются двоичным счетчиком D3, на вход которого поступают импульсы от мультивибратора на элементах D1.1 и D1.2. Инерционный датчик F1 сделан из микроамперметра — индикатора уровня записи от магнитофона. Стрелка индикатора утяжелена латунной шайбой под винт М2, в рабочем положении индикатор перевернут стрелкой вниз, так, чтобы она вместе с шайбой качалась как маятник.
При качании стрелки в рамке индикатора наводится переменное напряжение, которое поступает на усилитель на операционном усилителе А1. На его выходе получаются положительный и отрицательные выбросы напряжения, которые при помощи цепи R3, C3 преобразуются в отрицательные импульсы. Эти импульсы поступают на вход логического устройства.
В момент включения питания (при помощи тумблера) зарядный ток конденсатора С5 устанавливает триггер на элементах D2.3 и D2.4 в нулевое состояние, при этом диод VD2 открывается и блокирует ключ на транзисторе VT3, в коллекторной цепи которого включено электромагнитное реле Р2, управляющее звуковым сигналом. В момент включения питания счетчик D3 может оказаться в любом положении, но в результате манипуляций водителя и пассажиров в салоне, датчик срабатывает и переводит счетчик в нулевое положение.
На вход счетчика поступают импульсы частотой около 2 Гц от мультивибратора на D1.1 и D1.2. При этом импульсы от мультивибратора поступают на транзисторный ключ на VT2, в коллекторной цепи которого включено реле Р1, управляющее светом фар. В результате фары мигают. А счетчик продолжает считать входные импульсы, и как только он досчитывает до 32-х (на это при частоте 2 Гц уходит 16 секунд) триггер на элементах D2.3 и D2.4 переходит в единичное состояние, вход ключа на VT3 разблокируется, но в тоже время единичный уровень с вывода 4 D3 поступает на вывод 6 D1.2 и блокирует мультивибратор. На этом положении схема замирает, переходит в режим охраны.
При срабатывании датчика импульс проходит через элемент D2.1 и устанавливает D3 в нулевое положение. При этом на выводе 4 D3 устанавливается ноль, и мультивибратор запускается, начинают мигать фары. При этом счетчик продолжает считать импульсы, и как только он устанавливается в положение "8" на его выводе 7 устанавливается единица.
В результате на выходе D1.4 — ноль, этот ноль открывает элемент D1.4 и импульсы от мультивибратора (прошедшие через инвертор на VT1) поступают на транзисторный ключ VT3, в коллекторной цепи которого включено реле Р2, замыкающее своими контактами (на схеме не показаны) контакты кнопки звукового сигнала машины. Это продолжается до тех пор, пока на одном из входов (или на обеих) элемента D1.3 имеется единица, то есть до того момента, когда счетчик установится в положение "32".
Затем сигнализация устанавливается в исходное положение, — положение охраны. При работе световой и звуковой сигнализации в бортсети автомобиля повышается уровень помех, кроме этого акустические волны от зуммера могут передаваться по кузову машины и воздействовать на подвижную катушку датчика.
Для того, чтобы не применять сложное акустическое и электрическое экранирование датчика в схеме имеется блокировка датчика, которая включается в тот момент когда счетчик D3 устанавливается в нуль, и выключается, когда он в положении "32". Происходит это так : в режиме охраны на выводе 4 D3 единица, эта единица инвертируется элементом D2.2 и на вывод 2 D2.1 в это время поступает нуль. D2.1 при этом открыт. Как только через него импульс поступает на вход R D3 и D3 обнуляется на выводе 4 устанавливается нуль, а на выводе 2 D2.1 — единица. В результате D2.1 закрывается и не пропускает никакие импульсы от А1 на вход R счетчика.
В сигнализации использованы реле РЭС10, замыкающие контакты Р1 подают напряжение на реле включения света фар, а контакты Р2 — на реле включения звукового сигнала. Как именно — зависит от схемы электрооборудования машины, радиолюбителю разобраться несложно.
Микросхему D3 можно заменить на любой двоичный счетчик КМОП или МОП, считающий, как минимум, до 64-х , например два счетчика микросхемы К561ИЕ10, включенные последовательно. ОУ К140УД6 можно заменить на К140УД7, К140УД608, К140УД708, К153УД2. Резистор R12 служит для установки чувствительности датчика.