Многие знают, что во многих автомобилях нет датчика контроля охлаждающей жидкости и в следствие нет возможности узнать о перегреве двигателя, что приводит к очень плохим последствиям. В данной публикации мы рассмотрим вариант изготовления и применения такого датчика. Датчик уровня жидкости контролирует не только охлаждающую жидкость, но и количество тормозной жидкости. Датчик контролирует уровни обеих жидкостей и индицирует о аварийном состоянии при помощи звуковой сигнализации. Если убывает тормозная жидкость сигнализация будет прерывистая, если убывает тосол — однотонная непрывная.
Принципиальная схема показана на рисунке 1. Датчики Е1 и Е2 представляют собой пары металлических штырей, которые устанавливаются в крышках расширительного бачка охлаждающей системы (Е1) и бачка тормозного цилиндра (Е2). Соединяются со схемой они при помощи экранированных низкочастотных кабелей. Экранировка нужна потому, что входные сопротивления контрольного устройства достаточно высоки (около 470К) и на них по этим проводам могут наводится импульсные помехи от системы зажигания.
Когда уровень жидкостей нормальный контактные штыри датчиков погружены в жидкость и сопротивление между ними оказывается намного менее 470К. В результате на выводах 2 и 13 микросхемы D1 присутствуют логические нули. Как только убывает охлаждающая жидкость контакты Е1 оголяются и сопротивление между ними увеличивается. В результате на выводе 2 D1 устанавливается единица, а на выводе 3 D1.1 — ноль.
Этот ноль открывает диод VD2 и тот понижает логический уровень на выводе 2 D2 до нуля. Мультивибратор на элементах D2.1 и D2.2 запускается и вырабатываемые им импульсы частотой около 800 Гц поступают на вход транзисторного ключа на VT1, в коллекторной цепи которого включен звукоизлучающий капсюль В1. Таким образом включается непрерывная звуковая сигнализация, указывающая на то, что тосол уходит.
Если уровень тормозной жидкости понижается оголяются контакты датчика Е2, при этом на выводе 13 D1 устанавливается логическая единица. На выводе 11 D1.1 устанавливается ноль. Затем этот ноль запускает мультивибратор на элементах D2.3 и D2.4.
Мультивибратор вырабатывает импульсы частотой около 4-5 Гц, эти импульсы по спаду открывают диод VD3 и в эти периоды времени запускается мультивибратор на элементах D2.1 и D2.2. В результате на выходе элемента D2.1 получаются пачки импульсов частотой около 800 Гц, повторяющиеся с частотой около 4-5 Гц. Эти импульсы поступают на транзисторный ключ на VT1 и звукоизлучатель В1 вырабатывает прерывистый звуковой сигнал, указывающий на то, что уходит тормозная жидкость.
Для того, чтобы заметить уход жидкости на начальном этапе, во время движения автомобиля, когда жидкость плещется и контактные штыри периодически ей омываются несмотря на то, что её уровень уже значительно понизился, входные каскады устройства построены по схемам одновибраторов.
Контролирующее устройство смонтировано на одной печатной плате (рисунок 2) из одностороннего фольгированного материала.
В качестве штырей датчиков используются болты М4 или М5 длиной около 50 мм для Е2 и около 80 мм для Е1, с гайками. В пластмассовых крышках расширительного бачка и бачка тормозного цилиндра сверлятся отверстия, по диаметру чуть меньше диаметров болтов (так чтобы болты в них ввинчивались с небольшим трением), на расстоянии около 10 мм друг от друга.
В эти отверстия вставляются болты и фиксируются гайками и шайбами, так чтобы сохранить герметичности. Под шляпки болтов устанавливаются контактные лепестки, к которым припаиваются провода. Затем эти лепестки изолируются кембриками и заливаются клеем "Момент". Провода должны быть надежно изолированы и защищены от попадания влаги на места пайки.
Конденсаторы С1 и С2 — К53-1, но подойдут и К50-16 или импортные. Диоды КД521 можно заменить на КД522, КД503, КД510, Д18. В качестве звукоизлучателя В1 используется капсюль от китайского телефона-трубки, но можно использовать любой звукоизлучатель с катушкой сопротивлением 4...50 Ом, например от наушников.
Если при погруженных контактах будет включатся звуковая сигнализация нужно несколько увеличить сопротивления R1 или R2 (в зависимости от того какая сигнализация включается).