Сделать так, чтобы транзисторный усилитель превратился в генератор и стал вырабатывать электрические колебания на своем выходе не сложно, достаточно сделать между его входом и выходом положительную обратную связь, при помощи конденсатора или цепи из резистора и конденсатора. При включении питания на выходе любого усилителя будет скачек напряжения. Этот скачек через конденсатор передается на вход усипителя и усиливается им как, например, сигнал поступивший от микрофона.
В результате на его выходе получается уже усиленный сигнал, который снова через этот конденсатор поступает на вход усилителя и опять усиливается. И так все время повторяется. Но усиливать сигнал до бесконечной величины транзисторный усилитель не может, и этот процесс ограничивается на каком-то предельном уровне, например амплитуда 5В на выходе и не более. Вот и получается что генератор вырабатывает сигнал, ограниченный на таком постоянном уровне (например 5В).
Частота этих колебаний зависит от многих причин, от напряжения источника питания, от параметров транзисторов усилителя и режимов их работы, но в большей степени от величины емкости и сопротивления, которые включаются между выходом и входом усилителя.
На рисунке показана схема простейшего электромузыкального инструмента на одну октаву, построенного по этому принципу. Он представляет собой двухкаскадный усилитель с непосредственной связью на транзисторах VT1 и VT2. На выходе включен громкоговоритель В1. Питается усилитель низким напряжением 1,5 В от одного гальванического элемента G1 (от "круглой батарейки").
Обратная связь между выходом и входом происходит через RC цепь, состоящую из резистора R3 и одного из конденсаторов С1-С7. Нажимая разные кнопки мы подключаем в эту цепь разные конденсаторы, и таким образом меняем частоту на выходе генератора, а значит тон звучания этого музыкального инструмента.
Происходит это так: пока ни одна из кнопок не нажата связь между входом и выходом усилителя отсутствует и генерации нет, а значит и никаких звуков из динамика тоже нет. Предположим мы нажали кнопку S1. Тогда между входом и выходом усилителя появляется связь через цепь R3C1 и усилитель возбуждается, переходит в режим генерации.
Из динамика слышна нота "ДО" - самый низкочастотный сигнал, поскольку конденсатор включен самой большой емкости. Нажимая другие кнопки будут слышны другие ноты, но важно усвоить то, что чем будет меньше емкость конденсатора, тем выше будет тон звука (выше частота). Тоже самое относится и к резистору R3, увеличим его сопротивление — тон понизится (частота понизится), уменьшим -повысится.
Детали. Транзисторы МП39, МП40, МП41 или МП42. Кнопки любые, какие не важно, важно то, чтобы у них были замыкающие контакты. Можно вообще обойтись без кнопок, подпаять кусок провода к R3 и другим его концом прикасаться к выводам конденсаторов. Прикоснулись к выводу С7 — слышим ноту "СИ", к выводу С6 — слышим "ЛЯ". Динамик любой малогабаритный, или капсюль от наушников.
Емкости конденсаторов могут отличаться на 20-30%, но и тон звука при этом будет другой.